Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Борис Бояршинов про автомобили с ядерным реактором » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Борис Бояршинов про автомобили с ядерным реактором

28 августа 2024 Financial One
Установку ядерных реакторов в автомобили, космические корабли и другие виды транспорта обсудили с физиком-ядерщиком Борисом Бояршиновым.

Борис Бояршинов рассказывает, что идея атомного автомобиля «Волга» была предложена в качестве первоапрельской шутки журналом «Популярная механика». Конструкция автомобиля включает две ведущие оси передних колес, заднюю ось с удлиненным диском и атомный двигатель. «Фактически, это концепт для фантастического кино», – комментирует физик.

Всерьез, по словам эксперта, рассматривалось использование атомных реакторов на кораблях, самолетах и дирижаблях. Например, бомбардировщик, на базе которого был спроектирован Ту-114, имел в конструкции атомный двигатель, который выводили на мощность в процессе полета. Однако дальнейшие разработки были остановлены после смерти Курчатова.

Бояршинов также сообщает, что недавно была создана крылатая ракета, на которой установлен ядерный реактор, приводящий ее в действие. Аварии в ходе испытаний этой ракеты оставили радиоактивный след.

Эксперт упоминает, что существует два типа атомных ракет: чистые и грязные. В чистой технологии ядерный реактор вырабатывает энергию, от которой приводятся в действие пропеллеры. При использовании грязной воздух проводится через активную зону, нагревается и, вылетая, толкает ракету вперед. Основные разработки для дальнейшего использования в космосе проводились именно в направлении грязной технологии.

В качестве рабочего тела использовался водород; ядерный реактор нагревал его и увеличивал внутреннюю энергию газа, что преобразовывалось в кинетическую энергию и приводило к его охлаждению и повышению скорости истечения. Однако физик отмечает, что радикального преимущества такой подход не дает, так как температура, которую могут обеспечить материалы ядерного реактора, недостаточно высока. Поэтому в последнее время ведутся разработки чистых технологий, в том числе был представлен самолет с цепочкой электрических двигателей, сокращающих время взлета и посадки.

Космические технологии
Бояршинов обсудил задачу обеспечения работы тепловой машины в условиях невесомости. Согласно закону сохранения момента импульса, турбина должна вращаться в одну сторону, а все остальное – в противоположную. На Земле эта проблема решается с помощью небольшого пропеллера на хвосте вертолета. В космосе же используются маховики (гиродины). Если маховик останавливается, аппарат начинает вращаться.

Физик рассказывает, что последние разработки космической тепловой машины включали в конструкцию турбину, предотвращающую кувыркание аппарата, что критично как для наблюдения за Землей, так и для пилотируемых миссий. Такую технологию использовал отечественный проект «Зевс».

Однако для пилотируемых полетов «Зевс» не подходит из-за низкой тяги. Основные проблемы проекта – сложность преобразования ядерной энергии в тепловую и ограниченная мощность реактора. «Нужен какой-то прорыв, который позволит получать энергию в больших количествах, не имея тех проблем, которые существуют сейчас», – заключает эксперт.

Сингулярность, преломление пространства-времени
Ученый объясняет явление сингулярности в контексте теории относительности. В обычном четырехмерном пространстве-времени события развиваются в рамках светового конуса. В искривленном пространстве-времени, например, у черных дыр, возникает горизонт событий. Внутри него временные линии сходятся в сингулярности. Когда черные дыры сливаются, их границы остаются отдельными.
Также эксперт упоминает теорию испарения черных дыр. Однако он уточняет, что процесс актуален для малых черных дыр, и крупные испаряются крайне медленно.