29 августа 2024 Financial One | Нефть
Транзит нефти в Европу и нефтепровод «Дружба» обсудил Борис Марцинкевич на канале «Геоэнергетика ИНФО».
В последние месяцы возникла напряженная ситуация вокруг поставок российской нефти через Украину в Европу, в частности в Венгрию и Словакию. Борис Марцинкевич объясняет обострение решением Украины ввести запрет на транзит нефти компании «Лукойл» через свою территорию. В ответ на это, Венгрия и ее основная нефтегазовая компания MOL, а также Словакия, оказались в затруднительном положении, так как они существенно зависят от поставок нефти через трубопровод «Дружба».
Нефтепровод «Дружба» и роль Венгрии
Эксперт рассказывает, что трубопровод «Дружба» был построен еще в советское время и является одним из важнейших магистральных нефтепроводов, по которому российская нефть поступает в Европу. Венгрия, не имеющая выхода к морю и, соответственно, морских портов, полностью зависит от поставок нефти через этот трубопровод. На территории Венгрии находятся два крупных
нефтеперерабатывающих завода компании MOL, которые работают преимущественно на российской нефти. Именно поэтому Венгрия добилась для себя исключения из европейского эмбарго на поставки российской нефти, которое было введено в декабре 2022 года.
Несмотря на запрет Украины, Венгрия сумела найти альтернативного поставщика российской нефти, который договорился с транспортной компанией «Транснефть» о возобновлении поставок. В результате этого, уже в июле 2023 года объемы поставок нефти увеличились в два раза по сравнению с июнем. Эксперт ссылается на данные Европейской сети операторов систем передачи нефти (EPRO), согласно которым в июле в Венгрию поступило около 430 тысяч тонн нефти, в Словакию – 340 тысяч тонн, а в Чехию – 320 тысяч тонн.
Польша и Германия
Марцинкевич утверждает, что Польша, которая традиционно выступала за введение жестких санкций против России, оказалась в сложной ситуации. Несмотря на публичные заявления о прекращении закупок российской нефти, польские нефтеперерабатывающие заводы продолжают получать сырье, принадлежащее тем же юридическим лицам, что и российские компании.
Особое внимание эксперта привлекает ситуация с немецким НПЗ в Шведте, где 54% акций принадлежат компании «Роснефть». Завод, рассчитанный на переработку 12 млн тонн нефти в год, в настоящее время работает только на 40-50% мощности. «Возникло предположение, что загрузить полностью завод можно за счет строительства дополнительного нефтепровода, но желающих не нашлось... Это означает, что проблемы у завода в Шведте будут продолжаться», – рассказывает Марцинкевич.
Альтернативные поставки нефти в Европу
Как отмечает эксперт, нефтепроводные поставки в Европу сократились, но страны региона находят альтернативные источники. Например, Польша активно использует свой нефтеналивной порт в Гданьске для поставок нефти из Норвегии и Саудовской Аравии, а Германия заключила контракт на поставку казахстанской нефти.
«Мы видим, как растут поставки дизельного топлива из таких крупных нефтяных стран, как Индия и Турция», – замечает эксперт, добавляя, что эти страны перерабатывают нефть, получаемую с дисконтом от российских компаний, и затем экспортируют полученное топливо обратно в Европу.
В последние месяцы возникла напряженная ситуация вокруг поставок российской нефти через Украину в Европу, в частности в Венгрию и Словакию. Борис Марцинкевич объясняет обострение решением Украины ввести запрет на транзит нефти компании «Лукойл» через свою территорию. В ответ на это, Венгрия и ее основная нефтегазовая компания MOL, а также Словакия, оказались в затруднительном положении, так как они существенно зависят от поставок нефти через трубопровод «Дружба».
Нефтепровод «Дружба» и роль Венгрии
Эксперт рассказывает, что трубопровод «Дружба» был построен еще в советское время и является одним из важнейших магистральных нефтепроводов, по которому российская нефть поступает в Европу. Венгрия, не имеющая выхода к морю и, соответственно, морских портов, полностью зависит от поставок нефти через этот трубопровод. На территории Венгрии находятся два крупных
нефтеперерабатывающих завода компании MOL, которые работают преимущественно на российской нефти. Именно поэтому Венгрия добилась для себя исключения из европейского эмбарго на поставки российской нефти, которое было введено в декабре 2022 года.
Несмотря на запрет Украины, Венгрия сумела найти альтернативного поставщика российской нефти, который договорился с транспортной компанией «Транснефть» о возобновлении поставок. В результате этого, уже в июле 2023 года объемы поставок нефти увеличились в два раза по сравнению с июнем. Эксперт ссылается на данные Европейской сети операторов систем передачи нефти (EPRO), согласно которым в июле в Венгрию поступило около 430 тысяч тонн нефти, в Словакию – 340 тысяч тонн, а в Чехию – 320 тысяч тонн.
Польша и Германия
Марцинкевич утверждает, что Польша, которая традиционно выступала за введение жестких санкций против России, оказалась в сложной ситуации. Несмотря на публичные заявления о прекращении закупок российской нефти, польские нефтеперерабатывающие заводы продолжают получать сырье, принадлежащее тем же юридическим лицам, что и российские компании.
Особое внимание эксперта привлекает ситуация с немецким НПЗ в Шведте, где 54% акций принадлежат компании «Роснефть». Завод, рассчитанный на переработку 12 млн тонн нефти в год, в настоящее время работает только на 40-50% мощности. «Возникло предположение, что загрузить полностью завод можно за счет строительства дополнительного нефтепровода, но желающих не нашлось... Это означает, что проблемы у завода в Шведте будут продолжаться», – рассказывает Марцинкевич.
Альтернативные поставки нефти в Европу
Как отмечает эксперт, нефтепроводные поставки в Европу сократились, но страны региона находят альтернативные источники. Например, Польша активно использует свой нефтеналивной порт в Гданьске для поставок нефти из Норвегии и Саудовской Аравии, а Германия заключила контракт на поставку казахстанской нефти.
«Мы видим, как растут поставки дизельного топлива из таких крупных нефтяных стран, как Индия и Турция», – замечает эксперт, добавляя, что эти страны перерабатывают нефть, получаемую с дисконтом от российских компаний, и затем экспортируют полученное топливо обратно в Европу.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба