Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Америка – больше не гегемон » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Америка – больше не гегемон

Все знают США как страну, имеющую деньги, глобальную власть и культурное лидерство. Но всему этому приходит конец
20 января 2010 slon.ru
Все знают США как страну, имеющую деньги, глобальную власть и культурное лидерство. Но всему этому приходит конец

Уже более четверти века различные государства пытаются осуществить мечту неолибералов. Они пытаются свести роль государства к базовым функциям, чтобы содействовать развитию эффективной экономики, глобальной экономической интеграции, снижению административных барьеров, снизить стимулы к извлечению ренты и к коррупции. Они активно приватизируют госкомпании, радикально сокращают присутствие и участие в работе крупнейших компаний, являющихся «национальными чемпионами». Они ограничивают вмешательство в работу рынков, меры по контролю и проверке компаний.
Теперь эти государства пробуждаются, а мечте неолибералов приходит конец.

РАЗОРИТЬ БРИТАНИЮ

Чтобы понять, почему это происходит, необходимо вернуться в середину ХХ века. Приближение Второй мировой войны привело к тому, что свободные финансовые ресурсы были выведены из Великобритании. В США Франклин Делано Рузвельт руководил ориентированной на изоляционизм страной, которую он хотел как можно быстрее втянуть в войну с Гитлером. Частью рузвельтовской стратегии было разорение Великобритании еще до того, как деньги американских налогоплательщиков оказались вовлечены в борьбу против Гитлера. Такого же исхода желали многие чиновники, работавшие в администрации и минобороны.

Только когда Британия распродала свое «фамильное серебро», чтобы купить пожарный шланг, Америка «одолжила» ей свой пожарный шланг, чтобы потушить начавшийся из-за Гитлера пожар. США в итоге пришли на помощь ведущей войну Британии – своему ближайшему, важному и самому дорогому заокеанскому союзнику – только после ее финансового разорения.

Пока мы собирались с силами, чтобы прийти на помощь, британцы были загнаны в тиски, и по окончании Второй мировой войны деньги были не у них, а только у США. Когда Британия занимала у США средства, их надо было возвращать в долларах, а не в фунтах. Поэтому еще в 1950-е гг. импорт в Британию приходилось строго ограничивать.

Попадут ли США в такие же долговые тиски? Нет. Мы не участвуем в мировой войне. Внутри страны мы производим продовольствия гораздо больше, чем 1200 калорий на человека в день. Мы по-прежнему и с большим отрывом являемся крупнейшей в мире экономикой. США – технологически мощная и богатая ресурсами держава, остающаяся мировым финансовым центром. Международные расчеты по-прежнему идут в долларах. США остаются единственной военной супердержавой, к чему бы это в итоге ни привело.

ДЕНЬГИ МЕНЯЮТ ХОЗЯЕВ

Но США теряют деньги. У Америки перед другими странами огромная задолженность, которая будет расти в течение прогнозируемого будущего . США не попадут в такие же финансовые тиски, как Великобритания, но определенные ограничения дадут о себе знать.

Когда у США еще водились деньги, они прислушивались к правительствам других стран только по необходимости и при желании, чтобы те правительства прислушивались к США – даже если это было им не по нраву. С помощью «плана Маршалла» Америка сделала Западной Европе предложение, вынудившее ту внедрить смешанный социал-демократический строй, установившийся в североатлантическом регионе после Второй мировой.

В небольших государствах США финансировали смену режима для смещения правительств, которые, по их мнению, отклонялись от правильного курса и совершали серьезные ошибки. Управляя этим процессом, США пользовались тем, что только у них были средства на финансирование общемировых благ.

У кого есть средства теперь? Что они смогут сделать с ними? Какие именно средства? Небольшая часть средств, которую иностранцы держат на руках, приходится на наличные: доллары США. За рубежом обращаются стодолларовые купюры на сумму не меньше $450 млрд. Некоторые страны, как Эквадор и Панама, пошли и на формальную долларизацию своих экономик.

В других странах (как в Ливане) просто широко используются наличные доллары. Многие частные лица и компании делают выбор в пользу анонимности, которую обеспечивает им размещение своих средств в долларах. Торговцы наркотиками, оружием, российские компании, аргентинцы и граждане Восточной Европы, сомневающиеся в собственных валютах; богатые и не очень китайцы, живущие в экономике, построенной на наличных, но с самой крупной местной купюрой в размере 100 юаней ($15), – все они предпочитают держать сбережения в долларах.

«Сеньораж», или возможность выпускать деньги, в которых другие люди будут держать свои сбережения – ценная привилегия, хоть о ней и редко вспоминают в благородном обществе. В течение многих лет все эти обладатели стодолларовых купюр выдают правительству США значительный (и беспроцентный!) кредит.

Более крупные активы, номинированных в долларах США, – это уже, скорее, не валюта, а инвестиции. Много активов находится в руках иностранных граждан и компаний: японских домохозяек, немецких врачей, шотландских пенсионных фондов, голландских компаний, колумбийских наркобаронов, японских страховых компаний, сыновей шейхов из стран Персидского залива и российских «бизнесменов».

Это частные деньги. Они принадлежат участникам рынка: людям, компаниям и организациям и институтам, ищущим относительно высоких доходов при пониженных рисках. Большая часть этих денег находится у правительств и руководителей нефтедобывающих стран (или в руках тех, кому они передали деньги). По-настоящему большие объемы долговых обязательств США накоплены азиатскими правительствами. Резервы Японии составляют около $1 трлн (почти $9000 в расчете на одно американское домохозяйство). На Тайвань, Гонконг и Сингапур (вместе) приходится около $500 млрд, на Корею – еще около $200 млрд.

Однако крупнейший держатель обязательств США – Китай, у которого в резервах находится около $2,5 трлн, или львиная доля всех долговых обязательств США. Америка уже должна невообразимые суммы своим кредиторам (тому же Китаю) – около $20 000 на одно домохозяйство США, или три четверти китайского ВВП. Эти факты стоят того, чтобы их постоянно повторять. Быстрое погашение такого долга невозможно.

ВЫНУЖДЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Соломонова притча 22:7 учит нас, что «должник делается рабом заимодавца». Но чтобы этот урок точно вписался в нынешний контекст, ему требуется определенное толкование.

Величину долгового бремени США лучше объяснить шуткой, часто повторяемой на Уолл-стрит: «Если вы должны банку $1 млн, вы на крючке у банка. Если вы должны ему $1 млрд – это банк у вас на крючке».

Ни одна из сторон не может встать и уйти: мы связаны друг с другом. Этот долг связывает в первую очередь Китай и другие страны-кредиторы.

Продажа долговых обязательств кредиторами обвалит курс доллара, уничтожив стоимость их долларовых накоплений и серьезно повредив массивные экспортные сектора стран-кредиторов. Да и что они купят взамен? Резервы настолько велики, что нет другого соразмерного актива, в котором бы их можно было держать. С точки зрения Китая, это невыносимо.

Американо-китайский экономический дисбаланс заставил две супердержавы заключить друг друга в очень тесные, но не слишком желанные объятия. Примерно это Лоуренс Саммерс когда-то назвал финансовым балансом, основанным на страхе.

Но все это – к лучшему. Две супердержавы должны стать партнерами, причем не только в вопросах экономики. Глобальное потепление и мировой порядок, будучи более важными долгосрочными проблемами, тоже нуждаются в конструктивном китайско-американском сотрудничестве.

Партнерство двух стран при наведении порядка в сложной и разбалансированной экономической системе, где они взаимозависимы, может стать отличным началом решения проблем, связанных с мировым балансом и порядком. Единственный приемлемый вариант – добиться в этом успеха, что потребует некоторых усилий с обеих сторон.

Долг не делает США зависимыми, но они уже и не являются абсолютно независимыми. Это основное изменение. В свою очередь, Китай больше не является беспомощной страной, запуганной супердержавой-гегемоном. Пока остальной мир наблюдает за этим зрелищем, США и Китай осознают, что они находятся в крепких экономических объятиях, испытывая при этом очень смешанные, если не сказать больше, чувства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬ МОД

В течение последних 30 лет Америка достаточно успешно внушала себе и другим доктрину свободных рынков и минимизации роли государства. Америка предлагала расширить сферу влияния рынка на общество и ограничить зоны госвмешательства, особенно со стороны правительств. США поддерживали это мировоззрение с помощью денег. Эту американскую точку зрения – до момента ее краха – поддерживали все больше людей и правительств по всему миру.

«Мягкая власть», а не военная мощь и не прямая раздача денег – наряду со способностью убеждать и с желанием подражать – были важным элементом международного господства США. Все это компенсировало негативные переживания, связанные с военно-экономическим превосходством.

Нет сомнений, что деньги – это власть. В течение примерно 100 лет у Америки были деньги, и она владела ими основательно, по праву, надолго и всерьез. Поэтому люди по всему миру хотели быть такими же, как американцы – успешными, современными, гибкими, эффективными, демократичными, мобильными, длинноногими, властными и, разумеется, богатыми. Деньги дают нации власть – не право командовать, а возможность влиять на поведение других народов.

Когда деньги накапливаются в результате экономических успехов, а не просто благодаря легким доходам от продажи гуано [богатые аммиаком и фосфором остатки помета морских птиц и летучих мышей в Южной Америке и Африке] или нефти, они становятся каналом распространения идей, настроений, тенденций моды, правил, интересов, развлечений, принятых в этой культуре способов поведения. Все это глубоко проникает и в другие, и в собственную культуру, становится частью повседневной жизни.

Такая власть является большой роскошью: ей не обязательно осознанно пользоваться, на нее не нужно тратить дополнительные средства. Она однозначно становится способом жизни.

С превращением США после Первой мировой войны в крупнейшую державу и распорядителя гигантских денежных средств американский джаз распространился по Европе быстрее, чем продукция Ford и Kodak. Позже, особенно после Второй мировой войны, европейцы радостно приветствовали экспансию американского кино. Большинство европейцев открыли для себя Америку в кинотеатрах.

Но целых два поколения европейцев посетили Америку (многие – за счет Госдепа США), чтобы увидеть ее своими глазами. Чтобы полюбоваться на небоскребы Нью-Йорка, мосты Джорджа Вашингтона и «Золотые ворота», на дома обычных людей, ездящих на огромных сверкающих автомобилях, стиральные машины, телевизоры и подправленные стоматологами улыбки высокорослых женщин, вскормленных на молоке и мясе.

Влияние американской культуры продолжает расти. Подростки всего мира одеваются по моде своих американских сверстников, и даже перенимают их манеры и жесты. Они, как американцы, едят на улицах.

«Айподы», созданные в США и произведенные в Азии, наполняют их головы той же безвкусной музыкой. Они так же обмениваются sms, ведут обычные и микроблоги. Английский язык стал не просто международным языком, но и вторым языком для большой части населения мира. А ведь языки несут в себе больше, чем их словарный состав и грамматику, – они привносят форму и содержание культуры, которая за ними стоит.

СОВРЕМЕННОСТЬ – ВЕЗДЕ

Теперь Америка будет становиться родоначальником новых культурных тенденций и глобальных феноменов все реже и реже. Во-первых, потому что теперь и у других есть деньги. Во-вторых, хотя Америка остается современной страной, это качество перестало быть ее индивидуальной отличительной чертой. Оно быстро становится глобальным.

Чтобы увидеть небоскребы, не нужно покидать Китай. В Шанхае их больше, чем в Нью-Йорке, они более новые, высокие и имеют более смелый дизайн. Жизненная энергия – основное действующее лицо нью-йоркской литературы 1920-х гг. (см., например, книги Дос-Пассоса) – при помощи денег сменила место обитания.

У иностранного путешественника, прилетающего в нью-йоркский аэропорт им. Дж.Кеннеди, при въезде на Манхэттен могут по-прежнему полезть глаза на лоб, но уже совсем от другого: от гор мусора и вида трущоб вдоль путей железнодорожного экспресса Van Wyck, проходящего через районы Джамейка и Куинс. От ржавчины и граффити, покрывающих старые поезда и мосты. От ужасного состояния дорог, от отсутствия нормальной железнодорожного сообщения с центром города, не говоря уже о таком удобном и быстром транспорте, как в Гонконге или Шанхае.

Голливуд больше не является источником универсальной информации о жизни во всех ее странных и повседневных проявлениях. Теперь люди узнают о поведении женщин, о домах, убийствах, соблазнах, сексе, кухне, воспитании детей, путешествиях, суде, о торговых центрах, школах, больницах, университетах и офисах – возможно, о своем будущем мире – не из фильмов.

Культура, созданная Америкой и распространяемая с помощью Голливуда, никуда не ушла и не собирается это делать. Но она стала универсальной и теперь может пополняться из самых разных источников. Это наверняка хорошо для американской и мировой культуры – открытость новым идеям, талантам и силам. При этом культурная атмосфера Америки обогащается за счет импорта – начиная с европейского футбола и заканчивая суши, не говоря уже об энергичных кандидатах наук по материаловедению и биологии.

Америка обязательно сохранит свое культурное лидерство. Но существует разница между статусом культурного лидера и легким, практически подспудным культурным господством. Наши исследовательские университеты – предмет зависти и подражания для всего мира. То же относится к нашим высокотехнологичным, био- и нанотехнологическим компаниям, первые из которых появились в Силиконовой долине. В их сплоченных коллективах работают яркие, амбициозные, образованные и энергичные представители разных национальностей и рас.

Сейчас в Америке развивается мощная культурная сила, лучшими представителями которой являются Барак и Мишель Обама. Чтобы преуспеть в современном мире, Америке нужно снова создать формы, которые смогут повсеместно завоевать сердца, страхи, желания и устремления людей.

Но вне зависимости от того, насколько это удастся, Америка не сохранит статус культурного гегемона и доминирующего источника культурных инициатив в мире.

Авторы – профессора университета Беркли

Оригинал статьи http://www.foreignpolicy.com/articles/2009/12/23/the_end_of_influence
Брэд ДеЛонг, Стивен Коэн

https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу