Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Макрообзор № 36 (2024) » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Макрообзор № 36 (2024)

15 сентября 2024 Блинов Сергей
Это макрообзор за 36 неделю 2024 года.

Макрообзор № 36 (2024)


ДАЙДЖЕСТ

Мировая экономика

Мировая реальная денежная масса снижается, но выше тренда.
Германия: обрабатывающая промышленность достигла пика в 2018 году. С тех пор она сжалась 9% (по итогам 2023 года).
Турция: рост денежного агрегата М2 в номинальном выражении в июле составил 37,0%. В реальном выражении денежная масса упала на 15,3% по сравнению с прошлым годом. РДМ падает уже 6-й месяц подряд.

Экономика России

Денежный светофор недолго показывал экономике зелёный свет (= высокий экономический рост). Сейчас он вновь переключился на жёлтый, предрекая стагнацию в экономике.
Узкая денежная база в реальном выражении стремительно сжимается, - 9,6% годовых по итогам августа.
Грузовые автоперевозки (коммерческие): в июле показатель стал рекордным, впервые превысив планку 250 млн. тонн в месяц. За последние 12 месяцев (скользящий год) объём перевозок коммерческим автотранспортом превысил 2,5 млрд тонн. Это примерно в два раза больше, чем перевозки за год по железным дорогам.
Судя по недельным данным, по итогам сентября рынок легковых может составить 160 тысяч штук. Ожидаемые итоги года 1,655 млн. То есть, рынок может стать лучшим за последние 10 лет, превысив результат 2018 года (1,635 млн)
Инфляция за сентябрь может резко снизиться с 9,0% до 7,9% годовых.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Мировая РДМ снижается, но выше тренда

Мы посчитали мировую денежную массу в реальном выражении*.



Как видно на графике, пика глобальная реальная денежная масса (РДМ) достигла в декабре 2021 года и с тех пор снижается. Но при этом она находится выше двадцатилетнего тренда (красный пунктир на графике выше).

Однако если попробовать провести тренд, сформировавшийся после мирового финансового кризиса (красный пунктир на графике ниже), то картина меняется.



В этом случае мировая РДМ всё ещё выше тренда.

Динамика мировой РДМ показана ниже.



Казалось бы, с 2022 года мировая РДМ преимущественно падает. Почему же в мире до сих пор не разразился экономический кризис?

Один из вариантов ответа на графике ниже.



В 2020-21 года мировая РДМ росла рекордными для нынешнего столетия темпами. Темпы роста были намного выше установившихся с 2012 года (чёрный пунктир).

Объем денежного стимула был очень большим. Он показан зелёным пунктиром на графике (мысленно оцените зелёную площадь). И этот стимул пока не растрачен даже в ходе последующего сжатия РДМ (красный пунктир; мысленно оцените красную площадь).

Резюме

Пока двухлетнее сжатие мировой реальной денежной массы не привело к глобальной рецессии. Всё благодаря беспрецедентному стимулу 2020-21 годов. Но если это сжатие РДМ продолжится, то риски рецессии резко возрастут.
Германия: с 2018 года промышленность сжалась на 9%

Обрабатывающая промышленность Германии достигла пика в 2018 году.



С тех пор она сжалась на 9% (по итогам 2023 года).

Сейчас показатель ниже, чем в 2007 и 2008 годах, накануне мирового финансового кризиса.

Турция: РДМ продолжает сжиматься

Рост денежного агрегаты М2 в номинальном выражении в июле составил 37,0%. Денежная масса растёт медленнее цен, которые выросли на 52,0%.



Реальная денежная масса (РДМ) по итогам июля упала на 15,3% к июлю прошлого года.



РДМ падает уже 7-й месяц. Более сильное падение РДМ наблюдалось в последний раз в 2002 году.

Рост ВВП во втором квартале 2024 года составил 2,5%.



В последний раз показатели ниже этого значения фиксировались во втором квартале 2020 года, то есть в начале пандемии COVID-19.

Прогноз

Мы ожидаем, что после замедления ВВП Турции начнёт падать. И причина кроется в неэффективной денежно-кредитной политике турецкого ЦБ.

Признаками исправления ситуации могут быть:

Повышение ставки Центробанком Турции до уровня инфляции или даже выше.
Наращивание денежной массы темпами, превышающими инфляцию.

Мы продолжим наблюдать за развитием событий.

ЭКОНОМИКА РОССИИ
Денежный светофор: уверенный жёлтый

Наш традиционный график “денежный светофор” показывает, что зелёный свет зажигался на этом светофоре не надолго. Зелёный свет (график в зелёной зоне) соответствует быстрому росту ВВП.



Темпы роста реальной денежной массы показывают возвращение в режим стагнации.

Чтобы яснее было сопоставление с годами бурного роста экономики (1999-2008), приводим денежный светофор со времён СССР.



Обратите внимание: темпы роста реальной денежной массы в 1999-2008 годах практически всегда показывали экономике “зелёный свет”. При Эльвире Набиуллиной такое случилось лишь единожды, в 2022-23 годах. Да и то, это было сделано под давлением внешних обстоятельств

Узкая денежная база (реальная): -9,6% годовых

По итогам августа падение реальной узкой денежной базы (УДБ) составило -9,6%.



Это больше, чем по итогам июля (-9,0%) и больше, чем мы ожидали по недельным данным (-9,4%).

Совпадало с падениями рубля. Напомним, что в пяти эпизодах в прошлом падения реальной УДБ совпадали по времени с резкими ослаблениями курса рубля. К резким мы относим подорожание доллара на 15% по отношению к предыдущему месяцу (учитываются среднемесячные цены).

Пока ничего подобного мы не наблюдаем. Чтобы средний курс доллара вырос на 15%, необходимо, чтобы в сентябре он вырос до 103,2 рубля. Но для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы максимальный курс в сентябре доходил до 111,5 руб. за доллар.

Сейчас может не совпасть. Важно подчеркнуть, что на этот раз совпадение двух событий “падение реальной УДБ – ослабление рубля” может и не повториться. Об этом мы писали в Макрообзоре № 31 (см. со слов “На наш взгляд, нынешний случай может быть исключением”).

Грузовые автоперевозки бурно растут

Росстат публикует данные о коммерческих перевозках грузов автотранспортом



Легко заметить бурный рост.

До 2022 – менее 160 млн тонн в месяц.

После 2022 – стабильно более 160 млн тонн в месяц.

В июле показатель стал рекордным, впервые превысив планку 250 млн. тонн в месяц.

Стоит отметить, что расти грузовые автоперевозки начали ещё в январе 2021 года (график ниже).



С тех пор они растут уже 43 месяца подряд.

За последние 12 месяцев (скользящий год) объём перевозок коммерческим автотранспортом превысил 2,5 млрд тонн.



Если темпы роста первых семи месяцев сохранятся до конца года, то по итогам 2024 года показатель станет рекордным за всю историю.



Для сравнения: железными дорогами за прошлый год перевезли 1,2 млрд тонн грузов.

Рост перевозок автотранспортом частично объясняет падение перевозок по железным дорогам. При этом не стоит забывать, если учитывать плечо доставки (измерять в тонно-километрах), то отставание ж.д. транспорта уменьшится.

Рынок легковых в сентябре станет рекордным

Автостат сообщил, что за 36 неделю в России было зарегистрировано 38,1 тыс. легковых автомобилей.



Судя по этим недельным данным, по итогам сентября рынок легковых может составить 160 тыс. штук.



Это станет лучшим месяцем с начала года и на 45% превысит регистрации сентября прошлого года.

Ожидания итогов года в этом случае повысятся до 1,655 млн. (лучший результат за последние 10 лет, выше чем 1,634 млн в 2018 году).

Инфляция в сентябре может составить 7,9% годовых

За первые два дня сентября цены снижались в среднем на 0,005% в сутки.



Если такая тенденция сохранится до конца месяца, то инфляция по итогам сентября составит 7,9% годовых. Резкое снижение.



Недельная инфляция семь недель держалась ниже (не выше) прошлогоднего уровня.



За 35 неделю цены вообще не выросли, а снизились на 0,02%.