26 сентября 2024 Чуклин Михаил
Повышение ставки выше 20% убьёт российскую экономику – с таким громким заголовком недавно опубликовал статью Финам. И в целом я с этим согласен. Ставка выше 20% заставляет бизнес работать на грани окупаемости, и вот почему:
Дорожают кредиты. Да, далеко не каждый бизнес развивается на кредитные деньги, а если кредит и взят – не обязательно под плавающую ставку. Но по статистике, около 45% бизнесменов в течение года прибегают к тому или иному виду кредитования – например, для закрытия кассового разрыва. Около 20% сидят на «кредитной игле», т.е. раз за разом перезанимают деньги. Если все они обанкротятся – это будет сильный удар по экономике.
Увеличивается норма доходности. При ставке 20% проще вложить деньги в банк, чем в бизнес – меньше рисков, но больше доходность. Поэтому предпринимателям в целом становится сложнее привлечь финансирование (не только кредиты), а также нужно показывать чудеса производительности, чтобы расширяться (ведь в расширение бизнеса тоже нужны инвестиции). Следовательно, развитие бизнеса в целом сокращается.
Растут аппетиты сотрудников. Ведь проще положить деньги в банк под 20% и жить как рантье, чем работать «на дядю». Кроме того, работники проще стали относиться к увольнению, особенно, если у них есть сбережения. В результате ЗП (и расходы на взносы и страхование) растут, а это снижает маржинальность бизнеса (да-да, побуду злобным капиталистом).
Дорожает логистика. Даже если сам бизнес не закредитован, он всё равно прибегает к услугам перевозчиков, которые могут быть закредитованы и которые переложат свои издержки на контрагентов.
Увеличивается риск банкротства или просто неплатежа со стороны контрагентов. А это влечёт за собой возникновение дебиторской задолженности, когда услуга оказана или товар поставлен, а оплаты нет. И для закрытия кассового разрыва приходится брать кредит. А кредиты – дорогие (см. п. 1).
Начинаются проблемы со сбытом – затоваривание. Это когда у предпринимателя ничего не покупают. В результате не только падает выручка, но и растут операционные расходы – ведь непроданное добро нужно где-то хранить.
И это только самые очевидные проблемы. Есть и более скрытые, специфические для каждого бизнеса. Например, предпринимателя для экономии в 90% случаях начинают экономить на рекламе, особенно, если рекламное продвижение не лежит в основе бизнеса. И в своей массе сокращение расходов на маркетинг сначала сильно бьёт по рекламным и информационным агентствам, а потом и по самому предпринимателю, ведь его «узнаваемость» снижается, а это влечёт сокращение продаж в долгосрочной перспективе.
Таким образом, в бизнесе всё взаимосвязано. Да, у сильного бизнеса проблемы проявятся в последнюю очередь, но если ставка достигнет 20% и сохранится на достаточно длительное время – то всё посыплется, как костяшки домино.
Что делать в такой ситуации?
Увы, на мой взгляд, мы не можем сделать ничего. ЦБ заложники ситуации – такие же, как и мы. Ведь причина инфляции – не монетарная, т.е. справиться с ней монетарными способами не получится. Т.е. повышение ставки душит бизнес, по сути минимально влияя на инфляцию.
Если начать снижать ставку слишком рано, то это грозит другой проблемой – стагфляцией, когда инфляция резко начнёт расти при замедлении экономического роста. А это чревато развитием гиперинфляции и … 90-е все помнят.
Поэтому, с одной стороны, я понимаю ЦБ: удерживая ставку, они не дают экономике сверзнуться в окончательный ад. С другой стороны, проблема роста инфляции лежит совсем в другой плоскости, и на неё ЦБ повлиять не могут. Вот и приходится из двух зол выбирать меньшее.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба