Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Россия расширяет балтийские порты в поисках новых рынков сбыта зерна » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Россия расширяет балтийские порты в поисках новых рынков сбыта зерна

26 сентября 2024 Thomson Reuters
Новые порты на Балтийском море призваны снизить зависимость от черноморских маршрутов.Конфликт с Украиной повышает риск перебоев с поставками через Черное море. Россия стремится выйти на новые рынки в Латинской Америке и Африке. Россия планирует увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 50% к 2030 году

Россия, ведущий мировой экспортер пшеницы, расширяет свои порты на Балтийском море, поскольку стремится увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 50% к 2030 году, снизив зависимость от традиционных черноморских маршрутов, сказали чиновники и руководители.

Страна, которая экспортирует не менее 72 миллионов метрических тонн зерна в сезоне 2023/24, рассматривает новые рынки в Латинской Америке и Африке, чтобы диверсифицировать свои традиционные зерновые рынки в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

В течение последних десятилетий страна полагалась на свои черноморские порты для обслуживания бурно растущего сельскохозяйственного экспорта, но конфликт с Украиной сделал этот район рискованным для судоходства, поскольку обе стороны регулярно наносят удары по объектам и инфраструктуре друг друга.

«Прошлый год с его рекордным урожаем показал, что с такими темпами отгрузки на экспорт нам не хватает мощностей», - сказала Ксения Боломатова, заместитель главы контролируемого государством сельскохозяйственного конгломерата ОЗК, которому принадлежат несколько черноморских терминалов, на отраслевом совещании в Сочи на юге России.

За последние 18 месяцев Россия запустила два крупных порта, «Высоцкий» и «Лугапорт», в Финском заливе, недалеко от Санкт-Петербурга, родного города президента Владимира Путина.

Высоцкий отгрузил первое зерно в апреле 2023 года, а Лугапорт начал работу в июне этого года, и, по словам его владельца, компании «Новапорт», его мощность достигнет 7 миллионов тонн к началу 2025 года.

Дмитрий Рылько из сельскохозяйственной консалтинговой компании ИКАР говорит, что эти два порта смогут переваливать до 15 миллионов тонн сельскохозяйственного экспорта, включая зерно, в год.

Это составит четверть от 60 миллионов тонн российского экспорта зерна, прогнозируемого на сезон 2024/25 года.

Частная компания «Приморская УПК» также планирует построить зерновой терминал в порту Приморск мощностью до 5 миллионов тонн.

Ограничения экспорта
Путин поставил задачу увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 50% к 2030 году в рамках стратегии по укреплению позиций страны в качестве сельскохозяйственной сверхдержавы наряду с Бразилией, США и Китаем.

За последнее десятилетие Россия стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы, кукурузы, ячменя и гороха, однако дальнейший рост может быть сдержан из-за узких мест в судоходстве.

Многие российские порты объявили о планах по увеличению пропускной способности после рекордных урожаев последних двух лет. Ожидается, что терминалы Балтийского моря будут расширяться более быстрыми темпами.

Расширение пропускной способности терминалов Балтийского моря - это вопрос экономической и транспортной безопасности и суверенитета», - говорится в комментарии „Новотранса“, отправленном по электронной почте.

До сих пор российские торговые потоки и грузы не испытывали серьезных сбоев на Балтике, где 96% береговой линии принадлежит членам НАТО, включая Финляндию и Швецию.

В отличие от этого, в Черном море перебои нарастают и могут привести к сокращению мировых поставок зерна, говорится в докладе Всемирного банка. Две недели назад украинское судно, перевозившее зерно в Египет, было атаковано ракетой.

В августе российские местные власти заявили, что Украина потопила паром с топливными цистернами в порту Кавказ, который также используется для перевалки зерна.

Экономическая привлекательность
В сезоне 2023/24 Россия экспортировала 62 миллиона тонн зерна морским путем, причем 90% поставок осуществлялось через Черное море, в основном на рынки Ближнего Востока и Северной Африки. Эта доля будет снижаться по мере развития инфраструктуры Балтийского моря.

В прошлом сезоне порты Балтийского моря погрузили 1,5 миллиона тонн зерна, что в три раза больше, чем в предыдущем сезоне, но все еще составляет всего 2,4% от общего объема российского экспорта, согласно расчетам Reuters, основанным на общедоступных данных.

«С точки зрения логистики Балтика имеет много преимуществ для экспорта зерна», - говорит Дарья Снитко, вице-президент Газпромбанка, одного из крупнейших российских банков и одного из крупнейших кредиторов фермеров.

По ее словам, способность балтийских терминалов принимать более крупные суда должна способствовать снижению общих затрат.

«Поставки из Балтийского моря выигрывают (по экономическим показателям) у поставок из Азово-Черноморского региона при торговле со странами Африки за пределами Средиземноморья, а также Азии», - добавила она.

По данным логистической компании «Русагротранс», «Высоцкий» отправлял зерно в Алжир, Бразилию, Кубу, Мали, Мексику, Марокко, Нигерию и Тунис.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу