Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Почему падают продажи электромобилей » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Почему падают продажи электромобилей

30 сентября 2024 ИХ "Финам"
Учитывая, что на долю автомобильного транспорта приходится около 15% выбросов парниковых газов, трудно представить, как мир сможет достичь своих целей по нулевому уровню выбросов, если люди не откажутся от своих бензиновых и дизельных автомобилей, пишет Bloomberg.

В течение многих лет правительства предлагали щедрые субсидии, чтобы побудить водителей переходить на электромобили. По мере падения цен и совершенствования технологий автомобили с нулевым уровнем выбросов перешли из нишевого сегмента в массовый. Автопроизводители начали переоборудовать заводы и предлагать более широкий выбор электромобилей, чтобы удовлетворить спрос. Цены приблизились к ценам на автомобили, работающие на ископаемом топливе, и стало казаться, что эра двигателей внутреннего сгорания может закончиться раньше, чем ожидалось.

В этом году переход на электромобили пошатнулся. Правительства сокращают финансовые стимулы для покупателей электромобилей, рост продаж замедляется, а автопром пересматривает некоторые инвестиционные планы, основанные на быстром переходе на электромобили. Что пошло не так?

Что случилось со спросом на электромобили?
Хотя Китай продолжает демонстрировать рост, спрос в Европе и Северной Америке снижается. По данным BloombergNEF, продажи полностью электрических автомобилей и подключаемых гибридов, которые также могут работать на бензине или дизельном топливе, более чем удвоились в 2021 году и выросли на 62% в 2022 году. Но в прошлом году рост замедлился до 31%. Китай был основным драйвером, на его долю пришлось 59% мировых продаж, без учета коммерческих автомобилей.

В Европе и США переход на электромобили фактически пошел вспять, поскольку автомобили с выхлопными трубами занимают все большую долю в общем объеме продаж. Рыночная доля автомобилей на аккумуляторах в Европе сократилась до 14% в августе с чуть более 15% годом ранее. В Германии, крупнейшем рынке континента, продажи электромобилей упали на 69%. Исследовательская компания JD Power в области автомобилестроения прогнозирует, что в этом году на модели с питанием от аккумуляторов придется 9% продаж в США, что ниже предыдущей оценки в 12,4%.

Некоторые автопроизводители в Европе предупреждают, что им грозят штрафы на миллиарды евро, если они не смогут достичь амбициозных целей Европейского союза по борьбе с изменением климата из-за падения продаж электромобилей.

Спад продаж электромобилей в Европе тормозит рынок

Почему падают продажи электромобилей


Что является причиной замедления?
В случае с первой волной электромобилей автопроизводители смогли предложить водителям возможность стать первопроходцами, оснастив транспортные средства техническими гаджетами и функциями, повышающими их престиж.

Водители, которых им нужно было привлечь на свою сторону, были более экономными. Они скептически относились к новым технологиям и опасались покупать электромобиль, если не были уверены, что смогут найти место для подзарядки по пути. Это особенно актуально в США, где зарядные станции для электромобилей сосредоточены в городах и вдоль восточного и западного побережий.

В Европе падение продаж совпало с отменой государственных субсидий. Без них электромобили по-прежнему остаются слишком дорогими по сравнению с автомобилями, работающими на эквивалентном топливе. В среднем полностью электрические автомобили на 30% и 27% дороже в Европе и США соответственно. Есть более дешевые электромобили в Китае, но правительства Европы и США защищают своих внутренних автопроизводителей с помощью тарифов и других барьеров, чтобы держать китайских производителей на расстоянии.

Что означает замедление для отрасли?
Несколько производителей, включая GM, Ford, Mercedes-Benz, Volvo и Toyota, смягчили свои амбиции в отношении электромобилей.

По данным BloombergNEF, традиционные автопроизводители, имеющие долгую историю производства транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, планируют продать в 2030 году 23,7 млн электромобилей, что на 3 млн меньше, чем они прогнозировали в прошлом году.

Даже Tesla, производитель электромобилей, сделавший многое для того, чтобы электромобили стали хитом среди водителей, перестала упоминать о своей цели поставлять 20 миллионов единиц в год к 2030 году.

В США Ford отказывается от полностью электрического трехрядного внедорожника и откладывает выпуск пикапа следующего поколения, сократив расходы на электромобили до 30% годовых капитальных затрат с примерно 40% ранее.

Volkswagen также сокращает производство. Компания ведет напряженные переговоры с профсоюзами о возможном плане закрытия двух заводов в Германии.

Китайские производители одержали верх в области технологий электромобилей и обгоняют европейские бренды в Китае, крупнейшем в мире рынке электромобилей. Они также проникают в Европу, где до недавнего времени их присутствие было незначительным.

Что поставлено на карту?
Переход на электромобили является основой глобальных амбиций по сдерживанию изменения климата. Это также серьезный вызов для автомобильной промышленности, которая имеет решающее значение для многих экономик.

Производители автомобилей нанимают сотни тысяч людей, как и поставщики, такие как производители аккумуляторов, которые страдают от спада. Northvolt AB, самый перспективный производитель аккумуляторов в Европе, сокращает 20% своей рабочей силы и приостановил планы расширения из-за замедления спроса.

Глобальный тренд на электрификацию автомобильного транспорта привел к тому, что европейские и американские автопроизводители столкнулись с серьезной конкурентной угрозой со стороны Китая, который одним из первых занял лидирующие позиции в области технологий электромобилей.

Западные правительства теперь столкнулись с дилеммой: открытие двери для большего импорта и производства китайских электромобилей и их деталей помогло бы сдержать падение цен в Европе и Северной Америке и стимулировать спрос. Но это также может подорвать местных производителей и еще больше укрепить доминирование Китая в отраслях будущего.

На данный момент правительства по обе стороны Атлантики вводят дополнительные барьеры, чтобы защитить свои развивающиеся отрасли от конкуренции со стороны Китая.

Ценовое преимущество Китая поразительно: стоимость аккумуляторов там упала до $126 за киловатт-час на средневзвешенной основе, в то время как цены на пакеты в США на 11% выше, а в Европе — на 20% выше, согласно BloombergNEF. Тем временем китайские производители уже представляют новое поколение аккумуляторов, которые работают на натрии. Он более распространен, чем литий, который сейчас используется в аккумуляторах электромобилей, и менее склонен к возгоранию.

Вероятно ли разрешение ситуации в обозримом будущем?
Возможно. Некоторые правительства, обеспокоенные недавним спадом спроса на электромобили, размышляют о том, стоит ли восстанавливать финансовые стимулы для покупателей.

И вся работа, которую автопроизводители проделали, перенастроив свои заводы на производство электромобилей, означает, что они приближаются к предложению более широкого выбора более доступных моделей, чтобы привлечь колеблющихся покупателей. В Европе в этом и следующем году на рынок могут выйти семь новых электрических моделей стоимостью менее 25 000 евро (27 810 долларов США), включая новый Renault 5 и Citroën e-C3 от Stellantis NV.

При таком оптимистичном сценарии электромобили могут занять до 24% европейского рынка в следующем году, согласно T&E, которая выступает за чистый транспорт и энергию. Это был бы большой скачок по сравнению с 12,5% доли рынка электромобилей в странах ЕС за первые семь месяцев 2024 года, как подсчитала Европейская ассоциация автопроизводителей.