Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Первый раунд отыгран. Рынок ждет новых атак » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Первый раунд отыгран. Рынок ждет новых атак

Уже начав давно ожидаемую коррекцию, рынок получил стремительную серию довольно увесистых ударов, слева и справа. Причем это - удары по самым больным точкам, потому что они касаются привилегий банковской системы США и китайских стимулов. Насколько серьезно потрясение?
25 января 2010 Sberbank CIB | Архив
Уже начав давно ожидаемую коррекцию, рынок получил стремительную серию довольно увесистых ударов, слева и справа. Причем это - удары по самым больным точкам, потому что они касаются привилегий банковской системы США и китайских стимулов. Насколько серьезно потрясение? Отдохнув немного в углу ринга, вдохнув привычного живительного стимула под названием ZIRP (ZIRP - Zero interest rate policy, политика нулевых процентных ставок), глобальный рынок, вероятно, сможет продолжить бой. Но, так или иначе, в течение этого года мы еще не раз увидим, что нервы у рынка - совсем не железные. Перед новым раундом участники боя с волнением ожидают в будущем новых атак:

Дубаи, свертывание китайских стимулов, план Обамы - что нам еще судьба готовит?

Китай показал рост ВВП в 2009 г. на уровне 8.7% по сравнению с 9.6% в 2008 г. Наибольший рост был отмечен, как ни удивительно для остального мира (какая, все же, потрясающая реакций на стимулы!), во 2-ом кв. - на уровне 16% к предыдущему кварталу, но затем началось замедление - до 10% в 3-ем кв., когда США показали, наконец, лучший квартал в ходе кризиса, и до 7% - в 4-ом. Правда, год к году рост в 4-ом кв. 2009 г. составил умопомрачительные 10.7%, причем рост инвестиций в основной капитал на 30% (в частности, в инфраструктуру) уже не вызывает оторопи - привыкли, но вот рост промышленной продукции на 18.5% и розничных продаж на 17.5% начинает вновь заставлять задуматься о том, что конечное потребление все равно до сих пор не является главным локомотивом китайского чуда. Главной движущей силой являются как раз инвестиции, это очевидно. Загадочное для западного человека китайское общество добивается своей основной цели, которую по привычке, инстинктивно фетишизирует, не вдаваясь в детали и последствия: это рост любой ценой, от едва скрытой торговой агрессии против всего остального мира до использования статистической методологии, взятой из вовсе неэкономического, социалистического прошлого. При этом китайцы не обращают внимания на такие анекдоты, как строительство никому не нужных зданий или снос и повторное строительство затем, на одном и том же месте совершенно одинаковой взлетной полосы.

Наша цель - рост ВВП! Кого интересуют мотивы? Справедливый вопрос: если Китай так помог в ходе своей очередной массовой кампании подрасти ценам на сырье и, следовательно, металлургам и нефтяникам во всем мире, то насколько этим активам помогали те, кто "оседлал" китайскую кампанию, проходящую под лозунгом "все во имя роста", не покидая кресла перед торговыми терминалами и не выходя за пределы финансового сектора? Истинный спрос в мире все еще не так уж высок (см., например, наш годовой обзор рынка акций), и выходящие в последнее время цифры с товарных рынков это периодически подтверждают (см., например, последнюю статистику по запасам нефти и нефтепродуктов в США). А каков экономически осмысленный спрос на сырье, если отвлечься от далеко идущих идей китайских госкомпаний? Кто знает? Распространено мнение, что он ниже оптимистических прогнозов.

Китай, по-видимому, мало кому понятен с точки зрения философии его устройства. Ну и что с того! Зато те, кто получил хорошую прибыль по итогам китайской кампании борьбы с кризисом закономерно нервничают: загадочный гигант обратил внимание на то, что инфляция не менее живо реагирует на его гигантские стимулы: после 5-и кварталов снижения и двух кварталов дефляции, рост ИПЦ к концу года достиг 1.9%, что еще больше нервирует наших China recovery riders: поводов для свертывания или хотя бы ограничения стимулов становится все больше. Кто-то уже пустил опровергнутый впоследствии слух о том, что банкам КНР приказано урезать кредитование, а это - очень сильный удар по товарным и прочим спекуляциям...

Пожалуй, трудно найти лучший ингредиент, чтобы смешать с такими острыми составляющими, как неприятности литеры G из состава PIGS в зоне евро, противоречивыми результатами американских корпораций в 4-ом кв. прошлого года и, наконец, заявлением Б.Обамы о версии 2.0 акта Гласса-Стигала, а также добавить закономерного желания зафиксировать от греха подальше прибыль, пусть уже и после наступления нового года (надо же было дождаться отчетного периода корпораций!), чтобы смешать из всего этого довольно терпкий коктейль для рынка. (А уж потом можно будет и снова воспользоваться фондированием под 0% годовых...)

У литеры G и у Китая есть козыри в рукаве, как бы то ни было... Греция не может быть оставлена вниманием литер D, F и Cо., включая Бенелюкс, поскольку еврозона живет под мушкетерским лозунгом All for one, one for all (Один за всех и т.д.). В этом - залог ее устойчивости и избежания гораздо более тяжелых возможных последствий. Этот союз стратегически не менее прочен, пожалуй, даже чем союз Дубаи и Абу-Даби. Все прочее - от лукавого! Если договор об образовании еврозоны (Маастрихтский договор) запрещает прямое спасение от дефолта той или иной страны на уровне монетарных органов EMU или центробанков стран-членов EMU, то никто не запрещает создания или использования для такого благого дела уже имеющихся других наднациональных институтов. И подобный процесс идет: согласно СМИ, для спасения может быть использована так называемая Еврогруппа - особая организация министров финансов, созданная согласно положениям Лиссабонского соглашения.

Китай, в свою очередь, характеризуется таким громадным потенциалом экстенсивного роста и - вместе с тем - таким специфическим пренебрежением к некоторым догмам и аксиомам свободного рынка, что он может, пожалуй, даже не заметить кризиса плохих долгов у своих банков. Все плохое будет отложено на "когда-нибудь потом", а правительство КНР просто "отменит" эти просрочки и дефолты. Средства для такого нерыночного поведения - всегда под рукой. Когда руководство страны не очень-то озабочено проблемами взаимоотношений с налогоплательщиками, оно может себе многое позволить. На время, по крайней мере. Б.Обама, вероятно, тут может только позавидовать китайским товарищам.

Кстати, попытки ограничить банки в их аппетитах к риску (и прибыли), как говорят уже скептические эксперты, без сомнения, натолкнутся на жесточайшее сопротивление со стороны лобби, а крутым мерам, которые, впрочем, уступают по жесткости знаменитому закону Гласса-Стигала по разделению инвестиционной и традиционной банковской деятельности времен Великой депрессии и отмененному в 1999 г., еще только предстоит быть окончательно сформулированными и получить одобрение законодателей. Кстати, даже внутри администрации Обамы не все однозначно: Т.Гайтнер, ключевой ее член, министр финансов США и один из отцов действующих антикризисных мер, известен своим особым расположением к банкам. 77% инвесторов, согласно Bloomberg, уже считают Б.Обаму не лучшим президентом с точки зрения бизнеса, однако в принятии судьбоносного для банков решения, последовавшем вскоре за победой на выборах в Сенат в Массачусетсе республиканца, наверняка был силен как раз политический мотив: среди простых американцев, массового электората конечно, репутация банков, мягко говоря, не на высоте.

Еще не до конца сформулированные меры, предлагаемые Б.Обамой, включают ограничение доли рынка у банков на уровне не более 10% от национального объема депозитов, а также запрет на инвестиции в хедж фонды, private equity и ограничения на принятие рисков на собственную книжку. Хотя, по словам самих банкиров, львиную долю прибыли они получают от клиентских операций (до 90%), ограничения на указанного рода инвестиции может вызвать новое падение цен на рынках, т.к. банки будут вынуждены избавляться от различных видов нежелательных видов активов. Кроме того, принятие подобных мер может возродить к новой жизни "теневую банковскую систему" (небанковские финансовые организации), причем не обязательно в США: глобализация инфраструктуры сделает такой процесс не особенно затруднительным для финансистов, одновременно заметно усложнив его для регулирующих органов. Осторожные представители политического и финансового эстеблишмента говорят о том, что подобные меры можно было бы вводить постепенно, в течение трех-пяти лет.

Полная версия обзора

Кащеев Николай, начальник аналитического отдела казначейства (Сбербанк)