3 октября 2024 БКС Экспресс
Правительство РФ в понедельник внесло в Госдуму проект Федерального бюджета на 2025–2027 гг. Считаем, что бюджет окончательно подстроился под новые реалии. Основные принципы бюджетной политики — устойчивость бюджетной системы и приоритетность расходов на оборону. Дума может рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября.
Главное
• Доходы бюджета в 2025 г. вырастут до 40,3 трлн руб., или 18,8% ВВП.
• Нефтегазовые доходы снизятся до 10,9 трлн руб., или 5,1% ВВП. Причина — сокращение объемов экспорта и снижение цен на нефть.
• Ненефтегазовые доходы увеличатся до 29,4 трлн руб., или 13,7% ВВП. Драйверы роста — повышение налога на прибыль и НДФЛ, утилизационный сбор.
• Расходы в 2025 г. составят 41,5 трлн руб., или 20,1% ВВП, — незначительный рост.
• На 2025 г. запланирован дефицит в 1,18 трлн руб., или 0,5% ВВП. Дефицит небольшой, эффект на инфляцию нейтральный.
• Временные источники финансирования заменены постоянными (рост налогов).
• Макропрогноз Минэкономразвития противоречив в части роста ВВП, тарифов и инфляции. Прогнозирует инфляцию 4,5% и ВВП рост на 2,5% год к году при сильном росте тарифов.
В деталях
Доходы бюджета вырастут до 18,8% ВВП. Проект Федерального бюджета на 2025 г. предполагает следующие изменения относительно текущего года:
• Доходы вырастут с 36,1 трлн руб., или 18,4% ВВП, до 40,3 трлн руб., или 18,8% ВВП.
• Нефтегазовые доходы снизятся до 10,9 трлн руб., или 5,1% ВВП, из-за сокращения объемов экспорта и падения цен на нефть.
• Из-за временного снижения НДПИ на газ бюджет недоберет 550 млрд руб.
• На финансирование расходов бюджета потратят 9,1 трлн руб., а 1,8 трлн руб. будут зачислены в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
• Ненефтегазовые доходы вырастут до 29,4 трлн руб., или 13,7% ВВП, с 24,8 трлн руб., или 12,7% ВВП. Драйверы роста — увеличение номинального объема ВВП плюс 2,6 трлн руб. за счет повышения налога на прибыль и НДФЛ и увеличения утилизационного сбора почти на 0,9 трлн руб.
Таким образом, налоговая нагрузка повышается. На смену разовым налоговым поступлениям приходят постоянные источники финансирования, чтобы покрывать неснижаемые обязательства бюджета.
Расходы вырастут незначительно. Согласно проекту Федерального бюджета, расходы в 2025 г. составят 41,5 трлн руб., или 20,1% ВВП, то есть немного вырастут относительно фактического исполнения текущего года — 39,4 трлн руб., или 19,3% ВВП. Изначально расходы в 2024 г. планировались в размере 35 трлн руб. Считаем, что незначительный рост расходов окажет нейтральное влияние на инфляцию.
Дефицит — всего 0,5% ВВП, нейтрально для инфляции. На 2025 г. запланирован дефицит в 1,18 трлн руб., или 0,5% ВВП. На текущий год дефицит изначально планировался на уровне 1,5 трлн руб., или 0,9% ВВП, но оценка дефицита бюджета повышена до 3,3 трлн руб., или 1,7% ВВП. План по заимствованиям за 9 месяцев текущего года исполнен только на 60%. Скорее всего, план будет выполняться, либо за счет выпуска ОФЗ с плавающей ставкой, либо с помощью нерыночных продаж. ФНБ не будет источником финансирования дефицита в следующем году. На сегодняшний день ликвидная часть около 5 трлн руб. — неприкосновенный запас. В 2025 г. нефтегазовый дефицит сократится до 5,6 % с 7,5%ВВП.
Риски макропрогноза: тарифы и инфляция против роста ВВП. Повышение коммунальных платежей на 11,9% вместе с ростом тарифов РЖД на 10–14% и налога на импортные автомобили суммарно дадут 1,5–2,0 п.п. инфляции в следующем году. В таком случае прогноз Минэкономразвития по инфляции 4,5% при реальном росте ВВП 2,5% год к году в течение трех лет труднодостижим.
Есть два варианта развития событий: первое — Банк России будет достигать цели по инфляции, и рост ВВП будет ниже запланированного, а второе — инфляция превысит прогноз 4,5%, и номинальные показатели будут выше, в частности ненефтегазовые доходы бюджета. Тогда, скорее всего, расходы бюджета, не связанные с гособоронзаказом, будут меньше в процентах к ВВП.
Главное
• Доходы бюджета в 2025 г. вырастут до 40,3 трлн руб., или 18,8% ВВП.
• Нефтегазовые доходы снизятся до 10,9 трлн руб., или 5,1% ВВП. Причина — сокращение объемов экспорта и снижение цен на нефть.
• Ненефтегазовые доходы увеличатся до 29,4 трлн руб., или 13,7% ВВП. Драйверы роста — повышение налога на прибыль и НДФЛ, утилизационный сбор.
• Расходы в 2025 г. составят 41,5 трлн руб., или 20,1% ВВП, — незначительный рост.
• На 2025 г. запланирован дефицит в 1,18 трлн руб., или 0,5% ВВП. Дефицит небольшой, эффект на инфляцию нейтральный.
• Временные источники финансирования заменены постоянными (рост налогов).
• Макропрогноз Минэкономразвития противоречив в части роста ВВП, тарифов и инфляции. Прогнозирует инфляцию 4,5% и ВВП рост на 2,5% год к году при сильном росте тарифов.
В деталях
Доходы бюджета вырастут до 18,8% ВВП. Проект Федерального бюджета на 2025 г. предполагает следующие изменения относительно текущего года:
• Доходы вырастут с 36,1 трлн руб., или 18,4% ВВП, до 40,3 трлн руб., или 18,8% ВВП.
• Нефтегазовые доходы снизятся до 10,9 трлн руб., или 5,1% ВВП, из-за сокращения объемов экспорта и падения цен на нефть.
• Из-за временного снижения НДПИ на газ бюджет недоберет 550 млрд руб.
• На финансирование расходов бюджета потратят 9,1 трлн руб., а 1,8 трлн руб. будут зачислены в Фонд национального благосостояния (ФНБ).
• Ненефтегазовые доходы вырастут до 29,4 трлн руб., или 13,7% ВВП, с 24,8 трлн руб., или 12,7% ВВП. Драйверы роста — увеличение номинального объема ВВП плюс 2,6 трлн руб. за счет повышения налога на прибыль и НДФЛ и увеличения утилизационного сбора почти на 0,9 трлн руб.
Таким образом, налоговая нагрузка повышается. На смену разовым налоговым поступлениям приходят постоянные источники финансирования, чтобы покрывать неснижаемые обязательства бюджета.
Расходы вырастут незначительно. Согласно проекту Федерального бюджета, расходы в 2025 г. составят 41,5 трлн руб., или 20,1% ВВП, то есть немного вырастут относительно фактического исполнения текущего года — 39,4 трлн руб., или 19,3% ВВП. Изначально расходы в 2024 г. планировались в размере 35 трлн руб. Считаем, что незначительный рост расходов окажет нейтральное влияние на инфляцию.
Дефицит — всего 0,5% ВВП, нейтрально для инфляции. На 2025 г. запланирован дефицит в 1,18 трлн руб., или 0,5% ВВП. На текущий год дефицит изначально планировался на уровне 1,5 трлн руб., или 0,9% ВВП, но оценка дефицита бюджета повышена до 3,3 трлн руб., или 1,7% ВВП. План по заимствованиям за 9 месяцев текущего года исполнен только на 60%. Скорее всего, план будет выполняться, либо за счет выпуска ОФЗ с плавающей ставкой, либо с помощью нерыночных продаж. ФНБ не будет источником финансирования дефицита в следующем году. На сегодняшний день ликвидная часть около 5 трлн руб. — неприкосновенный запас. В 2025 г. нефтегазовый дефицит сократится до 5,6 % с 7,5%ВВП.
Риски макропрогноза: тарифы и инфляция против роста ВВП. Повышение коммунальных платежей на 11,9% вместе с ростом тарифов РЖД на 10–14% и налога на импортные автомобили суммарно дадут 1,5–2,0 п.п. инфляции в следующем году. В таком случае прогноз Минэкономразвития по инфляции 4,5% при реальном росте ВВП 2,5% год к году в течение трех лет труднодостижим.
Есть два варианта развития событий: первое — Банк России будет достигать цели по инфляции, и рост ВВП будет ниже запланированного, а второе — инфляция превысит прогноз 4,5%, и номинальные показатели будут выше, в частности ненефтегазовые доходы бюджета. Тогда, скорее всего, расходы бюджета, не связанные с гособоронзаказом, будут меньше в процентах к ВВП.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба