Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Курс на устойчивость и безопасность » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Курс на устойчивость и безопасность

3 октября 2024 БКС Экспресс
Правительство РФ в понедельник внесло в Госдуму проект Федерального бюджета на 2025–2027 гг. Считаем, что бюджет окончательно подстроился под новые реалии. Основные принципы бюджетной политики — устойчивость бюджетной системы и приоритетность расходов на оборону. Дума может рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября.

Главное

• Доходы бюджета в 2025 г. вырастут до 40,3 трлн руб., или 18,8% ВВП.

• Нефтегазовые доходы снизятся до 10,9 трлн руб., или 5,1% ВВП. Причина — сокращение объемов экспорта и снижение цен на нефть.

• Ненефтегазовые доходы увеличатся до 29,4 трлн руб., или 13,7% ВВП. Драйверы роста — повышение налога на прибыль и НДФЛ, утилизационный сбор.

• Расходы в 2025 г. составят 41,5 трлн руб., или 20,1% ВВП, — незначительный рост.

• На 2025 г. запланирован дефицит в 1,18 трлн руб., или 0,5% ВВП. Дефицит небольшой, эффект на инфляцию нейтральный.

• Временные источники финансирования заменены постоянными (рост налогов).

• Макропрогноз Минэкономразвития противоречив в части роста ВВП, тарифов и инфляции. Прогнозирует инфляцию 4,5% и ВВП рост на 2,5% год к году при сильном росте тарифов.

В деталях

Доходы бюджета вырастут до 18,8% ВВП. Проект Федерального бюджета на 2025 г. предполагает следующие изменения относительно текущего года:

• Доходы вырастут с 36,1 трлн руб., или 18,4% ВВП, до 40,3 трлн руб., или 18,8% ВВП.

• Нефтегазовые доходы снизятся до 10,9 трлн руб., или 5,1% ВВП, из-за сокращения объемов экспорта и падения цен на нефть.

• Из-за временного снижения НДПИ на газ бюджет недоберет 550 млрд руб.

• На финансирование расходов бюджета потратят 9,1 трлн руб., а 1,8 трлн руб. будут зачислены в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

• Ненефтегазовые доходы вырастут до 29,4 трлн руб., или 13,7% ВВП, с 24,8 трлн руб., или 12,7% ВВП. Драйверы роста — увеличение номинального объема ВВП плюс 2,6 трлн руб. за счет повышения налога на прибыль и НДФЛ и увеличения утилизационного сбора почти на 0,9 трлн руб.

Таким образом, налоговая нагрузка повышается. На смену разовым налоговым поступлениям приходят постоянные источники финансирования, чтобы покрывать неснижаемые обязательства бюджета.

Курс на устойчивость и безопасность


Расходы вырастут незначительно. Согласно проекту Федерального бюджета, расходы в 2025 г. составят 41,5 трлн руб., или 20,1% ВВП, то есть немного вырастут относительно фактического исполнения текущего года — 39,4 трлн руб., или 19,3% ВВП. Изначально расходы в 2024 г. планировались в размере 35 трлн руб. Считаем, что незначительный рост расходов окажет нейтральное влияние на инфляцию.



Дефицит — всего 0,5% ВВП, нейтрально для инфляции. На 2025 г. запланирован дефицит в 1,18 трлн руб., или 0,5% ВВП. На текущий год дефицит изначально планировался на уровне 1,5 трлн руб., или 0,9% ВВП, но оценка дефицита бюджета повышена до 3,3 трлн руб., или 1,7% ВВП. План по заимствованиям за 9 месяцев текущего года исполнен только на 60%. Скорее всего, план будет выполняться, либо за счет выпуска ОФЗ с плавающей ставкой, либо с помощью нерыночных продаж. ФНБ не будет источником финансирования дефицита в следующем году. На сегодняшний день ликвидная часть около 5 трлн руб. — неприкосновенный запас. В 2025 г. нефтегазовый дефицит сократится до 5,6 % с 7,5%ВВП.

Риски макропрогноза: тарифы и инфляция против роста ВВП. Повышение коммунальных платежей на 11,9% вместе с ростом тарифов РЖД на 10–14% и налога на импортные автомобили суммарно дадут 1,5–2,0 п.п. инфляции в следующем году. В таком случае прогноз Минэкономразвития по инфляции 4,5% при реальном росте ВВП 2,5% год к году в течение трех лет труднодостижим.

Есть два варианта развития событий: первое — Банк России будет достигать цели по инфляции, и рост ВВП будет ниже запланированного, а второе — инфляция превысит прогноз 4,5%, и номинальные показатели будут выше, в частности ненефтегазовые доходы бюджета. Тогда, скорее всего, расходы бюджета, не связанные с гособоронзаказом, будут меньше в процентах к ВВП.