7 октября 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий

Flying Fish 1 (Летучая рыба 1) один из крупнейших контейнеровозов, что работают в России, на его борту можно разместить 4834 TEU. Отправляя корабль в дальний путь сквозь льды и мимо белых медведей, грузить его полной программе не стали. Тем не менее 664 двадцатифутовых контейнера и 1727 сорокафутовых контейнера он доставил. Загрузка на 80% для первого маршрута по Севморпути вполне себе ударное путешествие. И как с такой массой на борту он на мель не сел?
— Проводки больших судов, обладающих соответственно большой осадкой, подразумевают плавание только по глубоководным маршрутам. Маршрут плавания контейнеровоза был разработан в «ГлавСевморпути» в соответствии с этим условием и со складывающейся и прогнозируемой на момент прохода ледовой обстановкой. Контейнеровоз успешно прошел Севморпуть за почти 6 суток со средней скоростью 15,5 узлов,— рассказал руководитель «ГлавСевморпути» Сергей Зыбко.
Для Летучей рыбы вопрос сидения на мели далеко не праздный. В этом году он при заходе в Санкт-Петербург встал на дно возле порта Бронка. Вполне удачно (без повреждений корпуса) сняли его тогда местные профессионалы, за что и выкатили очень даже звонкий ценник. «Альянс китайских компаний Safe Trans и OVP Shipping, несмотря на требования «Морспасслужбы» оплатить 800 млн руб. за спасательную операцию по снятию контейнеровоза Flying Fish с мели в порту Бронка, избежал ареста судна, загрузил его экспортными контейнерами и отправил в новый рейс в порты Азии», — писали тогда СМИ.

Чем кончилась эпопея с выплатой 800лямов выясним в другой раз. Раз в Китай он отправился опять-таки из Питера, загруженный на четыре пятых, значит всё в порядке с точки зрения финансов. Рейс Flying Fish 1 считается настоящим прорывом — выйдя из Петербурга, контейнеровоз типа Panamax, двигаясь вдоль арктического побережья дошёл до Китая всего 3 недели, что на 15 дней меньше, чем традиционный путь из Китая в Европу через Суэцкий канал. Фишка ещё и в том, что проходя мимо северных берегов России-матушки китайский контейнеровоз встретил по пути другой гигантский корабль грузового класса. Глобальное таяние ледников обнажило для нас совершенно немыслимые картины: два Panamax в 850 милях от Северного полюса. Всего же в 2024 году по СМП планируется совершить порядка 20 транзитных рейсов — в основном из России в порты Китая.
И вот вроде бы пора хоронить Суэцкий канал. Особенно на фоне постоянных обстрелов йеменских хуситов, которые за год в Красном море обстреляли почти две сотни кораблей, в том числе и представителей ВМФ США. Плюсуем сюда ещё и с десяток сбитых американских разведывательно-ударных беспилотников MQ-9 Reaper.

— Наши вооруженные силы атаковали 193 судна, связанных с израильским врагом, а также с США и Великобританией. Среди результатов операций Йемена — нанесение ударов по израильскому врагу на территории оккупированной Палестины и нападение на связанные с ним корабли в Индийском океане, достигшие Средиземного моря. Кроме того, операции Йемена перешли на пятую стадию с развитием военного потенциала и производством ракеты «Палестина-2» и беспилотника Yaffa, — перечисляет достижения своих бойцов лидер мятежного шиитского движения «Ансар Аллах» Абдель Малик аль-Хуси.
Перспективы коммерческого судоходства вдоль Йемена торпедированы по полной программе. Остаётся только огибать Африку (пока какое-нибудь племя мумба-юмба внезапно не откроет для себя перспективы использования сверхзвукового оружия), что никак не позволяет сократить время в пути, гоняя товары из Европы в Азию. И результаты, продемонстрированные Flying Fish 1 в Севморпути, как бы намекают, что такие вот рыбы будут косяками переть мимо Мурманска, Диксона, Тикси и Петропавловска-Камчатского. Но есть одно большое но — зима близко.

— Несмотря на расширение ледокольного флота России, сделать конкурентную среду в этой области практически невозможно. В силу и высокого порога входа на этот рынок, и пока крайне ограниченного объёма рынка. А потому расходы на услуги ледоколов могут быть весьма значительными, что будет сказываться в пользу выбора маршрута доставки привычным (западным) путём для большинства компаний-перевозчиков. Однако в условиях ограничений пропускной способности Суэцкого канала, маршрут доставки через СМП должен быть востребованным в обозримой перспективе. Но мы же вкладываемся в производство гражданской авиации. Хотя это заведомо убыточный проект. А из СМП в перспективе 20−30 лет вполне можно будет извлечь и коммерческую составляющую, если к этому подключатся страны Азии и Европы, — уверен кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС Артём Голубев.
Так что можно не сомневаться, что первая китайская ласточка последней точно не окажется. Особенно с такой скоростью продвижения.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
