Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Почему враждуют США и Китай. И чем это опасно для миро­вой экономики » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Почему враждуют США и Китай. И чем это опасно для миро­вой экономики

18 октября 2024 Тинькофф Банк Романович Роман
Хроники торговой войны

В 2024 году экономические разногласия между США и Китаем обострились.

Страны уже не первый год соперничают друг с другом в разных отраслях, и особенно — в высоких технологиях: производстве микрочипов, электромобилей, оборудования для «зеленой» энергетики. И если раньше технологическое господство США не вызывало вопросов, то теперь американцы вынуждены защищать свои позиции на фоне быстрорастущего влияния КНР.

При этом методы, которые используют противоборствующие стороны, нельзя назвать рыночными. Правительства вводят дискриминационные тарифы и преференции, вмешиваются в дела бизнеса и разрушают торговые цепочки. Это приводит не только к замедлению экономик по обе стороны Тихого океана, но также увеличивает мировую инфляцию и бьет по глобальным поставщикам ресурсов, включая Россию.

Разберемся, откуда пошло противостояние Востока и Запада и как дорого оно обходится мировой экономике.

Как США и Китай пришли к раздору

В истории отношений двух стран нынешняя напряженность не первая и далеко не самая острая.

В середине 20 века, когда к власти в Китае пришло коммунистическое правительство, торговля с США остановилась почти на 30 лет. Но в 1970-е, во время правления в КНР Дэн Сяопина и начала экономических реформ, отношения между странами постепенно наладились, а в 1979 году торговля официально возобновилась.

На новый уровень она вышла в 2001 году, когда Китай присоединился к ВТО. Объемы торговли с тех пор выросли кратно. Так, импорт из Китая в США увеличился с 100 млрд долларов в 2001 году до 400 млрд в 2023.

Интерес в росте торговли был обоюдным, и он приносил пользу не только государствам и компаниям, но и рядовым китайцам и американцам. В исследовании 2019 года экономисты Ксавье Жаравель и Эрик Сагер обнаружили, что рост торговли с КНР в период с 2000 по 2007 год увеличил годовую покупательную способность средней американской семьи на 1500 $.

Для США и Европы Китай долгое время был поставщиком дешевых товаров с низкой добавленной стоимостью, чем помогал снижать инфляцию. Но быстрый рост экономики КНР и ставка правительства на повышение ее технологичности начали вызывать опасения на Западе. И начались первые ограничения на расширение бизнеса китайских компаний в США и рост пошлин на товары из Китая.

Почему враждуют США и Китай. И чем это опасно для миро­вой экономики

Погрузочный док в контейнерном терминале Циндао в Восточном Китае. Фотография: xijian / iStock

За время президентства Барака Обамы с 2009 по 2017 год США ввели пошлины на китайские шины, выиграли несколько торговых споров с Китаем в ВТО, ввели контроль за иностранными инвестициями китайских лиц и компаний. Так, в 2012 году администрация Обамы заблокировала сделку по покупке китайскими предпринимателями энергетической компании Ralls, которая занималась проектами ветровых электростанций, объясняя это рисками для национальной безопасности Соединенных Штатов.

В попытке ограничить влияние Китая в мировой торговле Обама в 2016 году завершил формирование Транстихоокеанского партнерства — торгового блока, включающего 12 стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на который приходилось 40% мировой торговли. Китай не входил в этот блок, и, по замыслу Обамы, контроль США над торговлей в Азии должен был ослабить позиции Пекина в мировой экономике.

Но договор со стороны США так и не ратифицировали, а в первый день своего президентства в 2017 году Дональд Трамп вывел Соединенные Штаты из партнерства. Хотя это не означало благосклонность к Китаю: при Трампе торговая война США и КНР вышла на новый уровень.

Как развивалась торговая война

В марте 2018 года Трамп ввел пошлины на импорт стали и алюминия — считается, что с этого момента торговая война перешла в открытую фазу.

В этот раз речь тоже шла об угрозе национальной безопасности, которую связали с закрытием американских металлургических заводов и снижением занятости в отрасли из-за избытка экспортного сырья. Одним из виновников назвали Китай с его перепроизводством стали. При этом формально пошлины не были направлены конкретно против КНР, но, как производитель половины всей стали и алюминия в мире, он, безусловно, пострадал.

Новые пошлины США ввели летом того же года, теперь адресные — на китайские товары на сумму 50 млрд долларов. Власти Штатов обвинили Китай в нечестных торговых практиках и краже интеллектуальной собственности.

В дальнейшем список товаров и объемы, подпадающие под пошлины, только росли. В сентябре США ввели тарифы в 10% на китайские товары на 200 млрд долларов. Акт был направлен «на устранение вреда от индустриальной политики Китая». КНР ответила пошлинами на американские товары на 60 млрд долларов.



В стремительно разгорающейся торговой войне нашлось место и попыткам примирения. В декабре 2018 года на саммите G20 в Аргентине лидеры США и Китая договорились о временном перемирии и заговорили о необходимости торгового соглашения. Правда, к маю 2019 переговоры зашли в тупик: США увеличили тарифы на китайские товары на сумму 200 млрд долларов, а Китай ответил аналогичными пошлинами на товары из США.

В январе 2020 страны все-таки договорились о первой фазе торгового соглашения, согласно которой Китай принял на себя обязательство дополнительной покупки американских товаров на сумму 200 млрд долларов до конца 2021 года. Кроме того, соглашение обязывало КНР усилить контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности и не допускать хищения американских технологий и корпоративных тайн китайскими компаниями и государственными структурами.

Но это соглашение не стали соблюдать: по итогам 2020 и 2021 годов объем экспорта американских товаров в Китай оказался даже ниже уровня 2017 года, который закладывался в качестве базы расчета. В итоге Китай купил только 58% от запланированного в рамках соглашения объема.

Как меняется накал борьбы при смене власти в США

Антикитайские настроения в США сохраняются безотносительно к личности хозяина Белого дома. При следующем президенте Джо Байдене ввели самые жесткие меры, направленные на сдерживание Китая. К уже имеющимся пошлинам на китайские товары на сумму 360 млрд долларов он добавил новые ограничения.

Байден подписал закон, который допускал запрет китайского приложения TikTok на территории США. Он ввел беспрецедентный экспортный контроль, запрещающий поставку в Китай высокотехнологической продукции не только из США, но и из союзных государств. Президент ограничил инвестиции американцев в Китай и инвестиции китайских компаний в США.

В качестве аргументации снова звучала угроза национальной безопасности США: санкции представили как попытку помешать «зарубежным странам, вызывающим озабоченность», использовать инвестиции США в полупроводники, микроэлектронику и искусственный интеллект, «которые имеют решающее значение для военных, разведывательных и кибернетических возможностей».

Надо сказать, что опасения американцев нельзя назвать беспочвенными. Ставка Китая на развитие технологий сработала — не в последнюю очередь благодаря заимствованным у западных компаний решениям. За два десятилетия из поставщика ширпотреба страна превратилась в одного из крупнейших поставщиков высокотехнологичной продукции.


Сборочная линия автозавода китайской госкомпании FAW в провинции Цзилинь, июль 2023 года. Фотография: Zhao Yao / China News Service / VCG / ТАСС

По итогам 2022 года больше 46% китайского экспорта пришлось на электронику и продукцию точного машиностроения — отрасли, в которых ранее лидировали развитые страны Запада. А в некоторых областях Китай добился безоговорочного глобального доминирования. Например, он ключевой игрок на рынке сырья и технологий для солнечных электростанций и производит 80% всех солнечных панелей в мире. А еще КНР лидирует в мировом производстве электрокаров и батарей для них: на долю страны в 2023 году приходилось 77% мировых мощностей по производству батарей.

Не менее значимо лидерство Китая на рынке редкоземельных металлов, критически важных для изготовления чипов и другой электроники: галлия, германия, графита и других. На долю Китая приходится больше 70% их мирового производства и около 90% переработки.

Сдержать технологическое развитие Китая Штаты по-прежнему пытаются торговыми ограничениями. В числе последних — увеличение пошлин на электрокары, аккумуляторы, солнечные панели, полупроводники, сталь и алюминий из Китая. Для некоторых категорий товаров пошлины выросли в несколько раз. Например, тариф на импорт электромобилей вырос в четыре раза — до 100% от стоимости машины.



В качестве ответных мер на американские пошлины Китай ввел запрет для своих компаний на работу с Micron — крупным американским производителем полупроводников. Также в список «ненадежных субъектов», с которыми китайскому бизнесу запрещено иметь дело, включены крупнейшие оборонные компании США: Lockheed Martin и Raytheon Technologies.

При этом американские производители во многих секторах сильно зависят от поставщиков из Китая, в том числе в оборонной промышленности. Согласно отчету компании Govini, в цепочке поставок оборонных компаний США задействованы сотни китайских поставщиков электроники, программного обеспечения, навигационного оборудования и других технологий.

Как торговая война затягивает Европу

Не без давления со стороны США Европа включилась в американо-китайскую торговую войну на стороне своего экономического союзника. В мае 2024 министр финансов США Джанет Йеллен прямо призвала страны ЕС проявить «единодушие» и повысить тарифы на китайские автомобили, солнечные панели и аккумуляторы.

В июне ЕС уведомил Китай о введении пошлин на импорт электромобилей в размере до 38,1%, что соответствует 2 млрд евро. Эти пошлины предполагалось взимать дополнительно к уже действующим тарифам на автомобили в размере 10% — таким образом, общий размер максимальных пошлин должен был превысить 48%.

Это решение в Евросоюзе объяснили результатами своего расследования, которое установило, что Китай несправедливо субсидирует свою промышленность. На европейском рынке китайские автомобили быстро набирают популярность благодаря доступной цене. В 2023 году почти 20% электромобилей, проданных в Европе, были произведены в Китае, а по итогам 2024 года эта доля может вырасти до 25%.

Китай отрицает обвинения в демпинге и грозит ответными санкциями. Еще весной 2024 власти КНР заявили, что готовы ввести пошлины на европейские автомобили, а заодно на самолеты, вино и сыр из Европы. А осенью китайцы перешли от слов к делу и начали с европейского алкоголя: с 11 октября КНР ввел «временные антидемпинговые меры» в отношении бренди, произведенного в ЕС. Пошлина, которую замаскировали под «обеспечительный платеж», составит от 30,6 до 39% стоимости продукции.


Производители французского коньяка оказались пострадавшей стороной после введения пошлин ЕС на китайские электромобили. В отраслевой ассоциации BNIC призвали правительство положить конец эскалации. Фотография: Panoramic / Zuma / ТАСС

В октябре страны ЕС проголосовали за повышение пошлин на китайские электромобили, ограничившись планкой в 45%. При этом среди европейцев нашлось и немало противников этой идеи. В их числе, например, Германия, для которой Китай — это важный рынок сбыта продукции собственного автопрома и которая не заинтересована в эскалации торговой войны.

Крупнейший автопроизводитель Европы Volkswagen подверг критике решение ЕС, заявив, что в долгосрочной перспективе это принесет больше вреда европейскому автомобильному рынку. В случае введения ответных ограничений со стороны Китая Volkswagen и другие европейские автопроизводители рискуют потерять свою и без того сокращающуюся долю на китайском рынке. Например, Porsche КНР дает почти 20% мировых продаж.

Авторынок — важное, но не единственное поле битвы в торговой войне Европы и КНР. В апреле 2024 года ЕС начал другое расследование: в этот раз европейцы заподозрили Китай в том, что он отдает предпочтение местным компаниям при проведении тендеров на поставку медицинского оборудования для государственных нужд. Если предположения подтвердятся, ЕС готов ввести запрет на участие китайских компаний в государственных тендерах на территории стран-союзниц.

Всего за первое полугодие 2024 года торговые партнеры Китая начали 64 антидемпинговых расследования, что на 166% больше в сравнении с прошлым годом. Со своей стороны Пекин начал семь таких расследований, хотя в первой половине 2023 года их не было совсем. Китайские расследования нацелены в основном на Европейский союз и проводятся в таких отраслях, как производство свинины, красного вина, крепкого алкоголя, и в химической промышленности.

Например, Китай объявил о готовности ввести повышенные пошлины на полиформальдегидный сополимер — это химикат, широко используемый в производстве автомобильных деталей, электронных приборов, промышленного оборудования и строительных материалов. По данным китайской таможни, в первом квартале 2024 года крупнейшими поставщиками этого полимера в КНР были производители из ЕС, США и Японии.

Как торговые войны влияют на рынки и экономику

По мнению экономиста Нуриэля Рубини, торговые войны не помогут США добиться поставленных целей: усиление протекционизма не приведет к быстрому возрождению американского производства, вместо этого оно существенно подстегнет мировую инфляцию.

За время президентства Трампа пошлины действительно сократили размер американского импорта и стимулировали развитие внутреннего производства, но это стоило очень дорого: тарифы привели к росту цен для конечных потребителей и производителей, зависящих от иностранных ресурсов. Также пострадал экспорт из США на фоне введения странами ответных мер.


Президент Трамп подписал декларацию о регулировании импорта стали в присутствии рабочих сталелитейной и алюминиевой промышленности. Вашингтон, март 2018 года. Фотография: Michael Reynolds / Zuma / ТАСС

Согласно правительственному исследованию, импортные пошлины на сталь и алюминий действительно увеличили производство этих металлов в США на 2,2 млрд долларов в 2021 году. Но американским заводам, которые используют сталь и алюминий для производства автомобилей, бытовой техники и других товаров, пришлось платить более высокую цену за металл, что привело к сокращению производства на 3,5 млрд долларов.

Введение пошлин также не оказало никакого влияния на рынок труда, хотя преподносилось как возможность для развития внутреннего производства и роста рабочих мест в США.

Во многих отраслях американской промышленности зависимость от китайских поставщиков с 2014 года выросла в десятки раз. Например, в производстве электроники рост китайских поставок с 2014 по 2022 год составил почти 1200%, а в производстве индустриального оборудования — превысил 1500%. Отказаться от этого импорта за короткий срок невозможно, поэтому обострение торговых отношений с Китаем и введение Пекином ответных пошлин может сильно навредить американской экономике, вызовет дефицит ресурсов и приведет к удорожанию конечной продукции для американского потребителя.



Для китайской экономики вражда с Западом тоже не проходит бесследно. США и ЕС — ключевые торговые партнеры КНР, а потому их санкции болезненны как для китайского экспорта, так и для импорта.

Ограничения достигают цели и замедляют экономику Китая, но при этом развитие его технологического сектора продолжается. Например, компания Huawei, несмотря на включение в черный список США, смогла наладить собственное производство критически важных чипов для электроники и систем искусственного интеллекта. Показательный факт: в августе 2024 Huawei впервые за долгое время обогнала американскую Apple по продажам смартфонов в Китае.

В целом, столкнувшись с угрозой санкций, Китай стал вкладывать намного больше денег в обеспечение своей технологической независимости. В ближайшие несколько лет он планирует потратить на инвестиции в микрочипы 142 млрд долларов, в то время как США — 75 млрд.



Как Китай обходит торговые барьеры

Сторонники введения пошлин утверждают, что они сдерживают развитие Китая и предотвращают наполнение американского и европейского рынков дешевыми китайскими товарами. Но такого крупного игрока с лидирующими позициями во многих отраслях, как КНР, сложно исключить из торговых цепочек искусственно созданными барьерами.

Так с 2017 по 2022 год импорт из Китая в США упал на 4,2%, но в это же время импорт из Вьетнама и Мексики вырос — во многом благодаря перестройке цепочки поставок китайских товаров. Китайские производители переносят производство в Мексику и Вьетнам или отправляют товары транзитом через эти страны, чтобы получить право беспошлинной торговли с США. А платит за это в итоге американский потребитель — за счет более сложной логистики и участия посредников. Экономисты подсчитали, что транзитные поставки через Вьетнам ведут к удорожанию товаров на 9,8%, а через Мексику — на 3,2%.

Благодаря торговому соглашению между США, Канадой и Мексикой — USMCA — товары, произведенные в странах-участницах, могут продаваться в Штатах без дополнительных пошлин. Так, автомобиль BYD, импортируемый напрямую из Китая, в США будет облагаться пошлиной в 100%. А аналогичную машину, произведенную на заводе BYD в Мексике, американцы импортируют с нулевой пошлиной. Более того, американский покупатель сможет получить налоговый вычет в размере 7,5 тысячи долларов за покупку такого электрокара.


Грузовой состав на международной границе США и Мексики между американским штатом Нью-Мексико и мексиканским Чиуауа. Фотография: grandriver / iStock

Ограничить подобную практику обхода пошлин США пока не могут, поэтому вводимые тарифы не несут практической пользы для развития американского производства, а, напротив, тормозят экономику страны. Согласно отчету Федерального резервного банка Нью-Йорка, американские производители, чьи технологии пытается защитить экспортный контроль, потеряли в общей сложности около 130 млрд долларов капитализации на фоне трудностей с поиском альтернативных поставщиков из-за действующих ограничений.

Стоит также отметить, что китайский экспорт широко диверсифицирован по странам: по итогам 2022 года 50% поставок пришлись на 11 государств. И хоть крупнейшим торговым партнером остаются США с долей в экспорте 14,8%, при необходимости Китай может перенаправить поставки через страны с подходящими тарифами за счет уже отлаженных торговых связей.

Для сравнения: 50% экспорта США в 2022 году пришлось на шесть стран: Мексику, Канаду, Китай, Японию, Великобританию и Южную Корею. При этом Мексика и Канада на двоих занимают 30,9% американского экспорта.



Последствия торговой войны США и Китая

Градус напряженности американо-китайских отношений может зависеть от итогов предстоящих американских выборов. Исходя из риторики кандидатов в президенты, большей эскалации стоит ожидать в случае прихода к власти Дональда Трампа. Его предвыборный план предполагает повышение тарифов на импорт всех товаров из Китая минимум до 60%, а также введение пошлин 10% на импорт из всех остальных стран, в том числе союзников США: Европы, Японии и Южной Кореи.

Нет сомнений, что их ответные меры создадут еще больше трудностей для американской экономики. Согласно исследованию Института международной экономики Петерсона, введение обещанных Трампом пошлин приведет к росту расходов типичного американского домохозяйства на 1700 $ в год. Другие оценки предполагают рост расходов на 2350 $ и утверждают, что больнее всего это ударит по американцам с низкими доходами.

Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве считает, что торговая война между Западом и Китаем неизбежна. По его словам, ни США, ни Европу не устраивает экспансия китайских товаров на мировой рынок, поскольку это угрожает их собственной промышленности. Китай уже не просто мировая фабрика ширпотреба с дешевой рабочей силой — теперь это лидер и крупнейший глобальный экспортер во многих технологичных направлениях.

Для России торговое противостояние Китая и Запада несет как риски, так и возможности. Торговая война ведущих мировых экономик может замедлить глобальный экономический рост, что негативно скажется на ценах сырьевых товаров: нефти, газа и металлов. В этом случае стоимость российского экспорта упадет, рубль продолжит слабеть, а цены — расти. Также разрыв цепочек поставок и перекладывание пошлин на конечного потребителя могут привести к росту мировой инфляции, которая затронет и Россию.


Грузовой поезд из России в железнодорожном центре контейнерных перевозок в Маньчжурии. Китай, сентябрь 2023 года. Фотография: Liu Wenhua / China News Service / VCG via Getty Images

С другой стороны, усиление торговых связей с Китаем на фоне растущей конфронтации с Западом открывает для РФ новые рынки сбыта. Например, введение пошлин на импорт свинины и молочной продукции из Европы может сделать поставки мяса и молока из России более привлекательными для Китая и российский агропром сможет претендовать на долю европейских поставщиков на огромном китайском рынке.

Американские ученые из Национального бюро экономических исследований установили, что пока сторонние страны в основном выигрывают от американо-китайского конфликта. Многие из них увеличили экспорт в США и другие страны тех товаров, на которые для Китая ввели повышенные тарифы. Опережающий рост экспорта этих товаров произошел в 41 стране из 48, которые попали в исследование. Перенаправление торговых потоков позволило им инвестировать в новые производственные мощности и торговую инфраструктуру. Крупнейшими «победителями» в торговой войне между США и КНР в итоге стали Вьетнам, Таиланд, Корея и Мексика.

Но в масштабах всего мира торговые войны не способствуют экономическому росту. История знает много примеров, когда санкции работали не только против тех, кто их вводил, но и пагубно сказывались на всей мировой экономике. Так, в 1930 году в США приняли закон Смута — Хоули для защиты американских фермеров и других отраслей промышленности от иностранных конкурентов. Тогда под рост тарифов подпало больше четверти всех облагаемых пошлинами товаров, или 1,4% американского ВВП. Эти меры и ответные пошлины стран на американские товары привели к резкому падению мировой торговли и усугублению кризиса, получившего название Великой депрессии.

Нынешняя торговая война по своему размаху уже превосходит ограничения столетней давности. Тарифы США затронули около 18% импорта, или 2,6% ВВП страны, а ответные меры Китая сказались на 11% его импорта, или 3,6% ВВП.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу