Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
ЦБ: «Экстренные меры для стабилизации курса не требуются. В данный момент нет угрозы финансовой стабильности» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

ЦБ: «Экстренные меры для стабилизации курса не требуются. В данный момент нет угрозы финансовой стабильности»

2 декабря 2024 Financial One | Рубль
Обзор финансовой стабильности за второй-третий кварталы 2024 года представили заместитель председателя Банка России Филипп Габуния и директор департамента финансовой стабильности Елизавета Данилова.

Регулятор назвал основные риски для российского финансового сектора, которые во многом реализовались.

Во-первых, речь идет про инфраструктурные валютные риски. Напомним, что летом были введены санкции на Мосбиржу. Кроме того, на прошлой неделе США объявили санкции в отношении 52 банков, включая «Газпромбанк». Последние события привели к росту волатильности на валютном рынке, в связи с чем Центральный банк принял решение не покупать иностранную валюту в рамках бюджетного правила до конца года, одновременно с этим продолжая продавать валюту.

По словам Филиппа Габунии, несмотря на то что санкционные ограничения действительно создают инфраструктурные проблемы, в среднесрочном и долгосрочном периоде динамику курса определяют фундаментальные факторы. Ослабление рубля в сентябре и октябре он связал с сокращением сальдо текущего счета. Сейчас сырьевые цены находятся на комфортных уровнях, хотя по-прежнему есть риск их снижения, если рост мировой экономики замедлится, подчеркнул эксперт.

«Мы сохраняем политику относительно плавающего курса. При этом в случае, если кратковременная волатильность, вызванная проблемами с платежами, будет создавать угрозы финансовой стабильности, у нас есть достаточный арсенал мер для того, чтобы эту ситуацию сглаживать, и мы, в случае чего, будем их применять», – отметил эксперт.

Он также подчеркнул, что чувствительность рубля к ключевой ставке «никуда не ушла». По мнению ЦБ, экстренные меры для стабилизации курса принимать не нужно, поскольку в данный момент нет угрозы финансовой стабильности.

Второй риск, который также реализовался, – процентный. Несмотря на существенный рост ключевой ставки, у банков большой запас устойчивости. Тем не менее ситуация различается от банка к банку, и в будущем процентная маржа может оказаться под давлением, сообщил Габуния.

«Мы временно расширили для системно значимых банков возможности использования безотзывной кредитной линии для соблюдения норматива ликвидности. В свою очередь банки тоже должны принимать меры по снижению уязвимости к волатильности ставок», – говорит он.

Во втором-третьем кварталах у некредитных финансовых организаций также отмечалось снижение доходности. Тем не менее они остаются устойчивыми, подчеркнул эксперт. Страховщики увеличили вложения в краткосрочные депозиты, а НПФ сократили подлежащий переоценке торговый портфель и увеличили операции обратного репо.

Ключевые уязвимости
По словам Габунии, банки стали более осторожно оценивать кредитоспособность заемщиков. В третьем квартале на ипотечные кредиты с низким первоначальным взносом (менее 20%) пришлось 13% выдач, что в четыре раза ниже, чем год назад. Доля выдач заемщикам с высокой долговой нагрузкой снизилась с 74 до 42%.

«Однако мы отмечаем, что ухудшается качество обслуживания ипотечных кредитов, выданных в 2022 и 2023 годах, до ужесточения нашего регулирования. Пока это небольшая просрочка, но мы внимательно следим за этим показателем», – говорит эксперт.

С 1 июля 2025 года ЦБ планирует впервые установить макропруденциальные лимиты в ипотеке и автокредитовании. Регулятор рассчитывает на то, что с помощью этого инструмента удастся еще более эффективно ограничивать рост долговой нагрузки граждан и риски для банков.

Также важно обратить внимание на то, что по-прежнему сохраняется разрыв цен между первичным и вторичным рынками жилья, который произошел в условиях массовой льготной ипотеки. Этому способствовали значительный спрос на новостройки во втором квартале и высокие процентные ставки по рыночной ипотеке. По мере замедления инфляции и снижения ключевой ставки рыночные ипотечные программы будут более доступными для населения, что приведет к восстановлению спроса на жилье и снижению ценового разрыва, прогнозирует ЦБ.

«Что касается инфляции, мы таргет не меняли. Мы будем принимать решения в зависимости от того, как будет складываться ситуация, и будем последовательно добиваться достижения таргета», – сообщил Габуния.

Еще одна уязвимостью заключается в продолжающемся активном росте корпоративного кредитования.

«Налицо кредитный перегрев. Это требует от банков адекватного покрытия рисков. Поэтому мы пересмотрели график введения антициклической надбавки: она будет введена уже с 1 февраля следующего года, а не с 1 июля, как планировалось ранее», – сообщил Габуния.

По его словам, кредиты берут преимущественно крупные компании, которые менее чувствительны к росту ставок. Базовый подход ЦБ заключается в том, что если долг компании превышает 2% капитала банковского сектора, а отношение ее операционной прибыли к процентным платежам оказывается ниже 3, то дальнейшее увеличение долга может создавать системные риски. Под эти риски банкам необходимо создавать дополнительные буферы капитала.

По словам Габунии, на фоне высоких ставок регулятор внимательно следит за качеством корпоративного кредитного портфеля. Пока оно хорошее: доля плохих ссуд составляет 4%. Крупные и средние компании своевременно справляются с платежами по кредитам. При этом малые компании и микропредприятия стали чаще допускать просрочки. Также ЦБ отмечает рост просроченной задолженности по договорам лизинга у малых и средних предприятий.

«Небольшие компании наиболее уязвимы к повышению ставок, но пока это не несет рисков для финансовой стабильности. Объем долга у этих проблемных компаний составляет менее 1% корпоративного кредитного портфеля», – говорит эксперт.
По оценке ЦБ, большая часть заемщиков имеют достаточный объем операционной прибыли для обслуживания кредитов в следующем году.