Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Самые необычные мировые индексы⁠⁠ » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Самые необычные мировые индексы⁠⁠

3 декабря 2024 Чуклин Михаил
Сегодня немного отвлечёмся от привычных нам индексов — Мосбиржи, S&P 500, RGBI и т.д. — и посмотрим, как ещё экономисты измеряют разные явления. Поехали!

Индекс Биг Мака

Наверно, самый известный из всех нестандартных индексов, лежащий в основе так называемой “бургерномики” — т.е. группы индексов, отслеживающих экономическое состояние страны на основе данных о стоимости продуктов на внутреннем рынке.

В его основе лежит “закон единой цены” — т.е. предположение, что после вычета всех торговых и налоговых издержек и при наличии свободного ценообразования все товары должны стоить одинаково вне зависимости от валюты страны. На этом законе основана и такая экономическая метрика, как паритет покупательской способности (ППС).

В данном случае подразумевается, что один Биг Мак в любой стране должен стоить одинаково. Если в какой-то валюте Биг Мак оказывается дороже, чем в другой, то такая валюта переоценена относительно другой. Если же Биг Мак дешевле — то валюта недооценена.

В рублях расчётов нет уже 2 года(

Самые необычные мировые индексы⁠⁠

Индекс Биг Мака

Индекс Борща

Необычный индекс, который используют в нашей стране для определения уровня продуктовой инфляции. За основу взят продуктовый набор, который используется для приготовления борща для 4 человек: 500 г курицы, 350 г картофеля, 200 г капусты, 130 г свеклы, 100 г сметаны и т.д.

Чем дороже продуктовый набор год к году — тем выше инфляция. В среднем по России сейчас индекс борща составляет 210,81 рубль — а вот в прошлом году он составляет 147,16 рублей.

Можно посмотреть этот индекс по городам, по периодам, по продуктам, в разных валютах.


Источник: индекс-борща.рф. Стоимость борща в разных городах России

Индекс Оливье

В целом то же самое, что индекс борща, но за основу взяты ингредиенты для салата Оливье. Он появился в 2009 году, сначала его выпускал Росстат, но с 2023 года — Центр стратегических разработок.

Из “съедобных” индексов есть ещё индекс шашлыка, индекс шампанского, индекс рождественских цен.


Источник: ЦСР.ру. Тепловая карта стоимости салата оливье

Индекс Иванова

Этот индекс рассчитывает Сбербанк. Иванов — это некий абстрактный сферический россиянин в вакууме. Сбер рассчитывает средний уровень дохода россиян, их траты, инвестиции, продолжительность трудового дня, стоимость часа труда и другие статистические данные.

Индекс латте

Аналитики компании ValuePenguin в 2016 году внезапно решили выяснить, сколько стоит чашка латте стандартного размера в Starbucks в разных странах. И затем сравнить её со стоимость латте в Нью-Йорке. И на основе этого сделали выводы о переоценённости / недооценённости нац валют.

В общем, тот же Индекс Биг Мака, но про кофе.

Выяснилось, что самый дорогой кофе в России, а самый дешёвый — в Польше.

Индекс мужских трусов

Алан Гринспен, бывший председатель ФРС, отслеживает показатели продаж мужских трусов. И не просто так. По его наблюдениям, в кризис мужчины покупают трусов меньше — начинают экономить. Следовательно, если продажи мужского нижнего белья падают, то в стране рецессия.

С женским бельём, по его словам, такой закономерности нет: красотки продолжают радовать себя изысканными трусиками даже в самый жёсткий кризис.

Индекс губной помады

Индекс был разработан в 2001 году Председателем совета директоров Estee Lauder Леонардом Лаудером. В отличие от мужчин, которые в кризис предпочитают экономить и не покупать лишнего, женщины часто ведут себя иррационально.

Поэтому в периоды кризиса продажи мелких предметов роскоши, таких как помада, начинают расти (в то время как продажи “лухури” в целом падают). Поэтому по этому индексу Лаудер решил замерять рецессии и подъёмы в экономике.

Но в 2020 году теория получила сокрушительное поражение: продажи косметики резко снизились. Ну а чё — никуда ходить же не надо было.

Индекс попкорна

Национальная ассоциация владельцем кинотеатров США отслеживает т.н. индекс попкорна — т.е. рост продаж билетов и попкорна в кино. Основная мысль: во время падения экономики спрос на доступные развлечения растёт. Это основа поведенческой экономики: спрос на развлечения в целом сохраняется, но вместо условного сафари в Африке выбирается условный поход в недорогой бар или кино.

Так, самый кассовый фильм в истории кино “Унесённые ветром” был выпущен во время Великой Депрессии.

Во время ковида, опять-таки, индекс рухнул, хотя по идее должен был взлететь. Причина — запрет на посещение массовых мероприятий.

В последнее время из-за роста стримингового ТВ индекс попкорна начинает приобретать всё меньшее значение.

Индекс длины юбки

Экономист Уортонской школы университета Пенсильвании Джордж Тейлор в 20-е годы написал целую диссертацию, посвящённую длине женских юбок. Он считал, что во время экономического роста юбки короче, т.к. девушки начинают демонстрировать более качественные чулки. Во время экономического спада качество чулок падает — значит, длина юбок начинает расти.

Очень странная теория, конечно, и с учётом современной моды я очень сомневаюсь, что она работает. Хотя… Говоря о современной моде, особенно на Западе, я бы замерял длину мужских юбок.

Индекс Олимпийских игр

По теории Bespoke Investment Group, мировые рынки растут во время Олимпийских игр, т.к. игры отвлекают инвесторов от мрачных времён. В доказательство они привели тот факт, что в 18 из 26 случаев индекс Dow Jones за последнее столетие рос именно во время Олимпиады.

Индекс RV

Закончим ещё одним необычным индексом — RV. Он отслеживает продажи автодомов для путешествий (RV — recreational vehicle). Есть даже целая ассоциация — RV Industry Association — которая отслеживает индекс.

По их мнению, когда экономика на подъёме, продажи домов на колёсах растут. При спаде — начинают снижаться. И это подтверждает статистикой: незадолго до рецессий продажи автодомов падали в 1989, 2000, 2006 и даже в 2019 году.

Но в 2020 году продажи автодомов подлетели, т.к. такие дома оказались наиболее оптимальным и безопасным способом путешествовать.

Но прямо сейчас продажи автодомов находятся на исторически низком уровне. Автовладельцы что-то предчувствуют?