Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Какие еще заболевания можно лечить с помощью препаратов для снижения веса? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Какие еще заболевания можно лечить с помощью препаратов для снижения веса?

Сегодня, 19:29 Financial Times

Первоначальное исследование было сосредоточено на ожирении, но Ozempic, Wegovy и Mounjaro потенциально могут использоваться при наркозависимости, заболеваниях сердца и болезни Альцгеймера.

Один из пациентов доктора Мо Сархана страдал от сильной тяги к опиоидам и алкоголю. Однако врач из Флориды предложил ему неожиданное решение — препарат для похудения Mounjaro от компании Eli Lilly.

«Уже через несколько дней все его пристрастия исчезли, и он стал гораздо более активным и вовлечённым в процесс лечения. С тех пор у него всё хорошо», — говорит Сархан.

Сархан и его коллега Стивен Кляйн из центров лечения Caron во Флориде и Пенсильвании прописали ряд препаратов, которые называются агонистами рецепторов глюкагоноподобного пептида-1 (ГПП-1), для лечения наркозависимости. Они использовали эти препараты вместе с традиционной терапией примерно для 75 пациентов.

Результаты, которые Сархан описывает как «впечатляющие», являются последним доказательством того, что такие препараты, как Mounjaro, Ozempic и Wegovy, могут быть эффективными методами лечения широкого спектра заболеваний, которые выходят далеко за рамки их первоначальной направленности на ожирение и диабет.

Во вторник Дэйв Рикс, генеральный директор Eli Lilly, заявил, что компания начнёт масштабные исследования ГПП-1 при злоупотреблении алкоголем, никотином и наркотиками. Это будет первым случаем, когда фармацевтическая группа проводит такие исследования.

«Мы считаем, и мы стремимся это доказать, что эти лекарства могут быть полезны для других вещей, о которых мы не думаем, связанных с весом», — сказал он Экономическому клубу Вашингтона (округ Колумбия).

Хотя ГПП-1 не одобрены клинически для лечения наркозависимости, предварительные исследования показывают, что они снижают тягу к еде, воздействуя на центры удовольствия в мозге — аналогично механизму, который подавляет аппетит.

В последние годы ГПП-1 помогли пациентам сбросить вес и занять верхние строчки в рейтингах фармацевтических компаний Novo Nordisk и Eli Lilly. Согласно исследованию, опубликованному в этом году в The Lancet, во всём мире более 1 миллиарда человек страдают от ожирения. С 1990 по 2022 год этот показатель удвоился для взрослых и вырос в четыре раза для детей и подростков. Состояния, связанные с ожирением, такие как хроническая болезнь почек и диабет, также становятся всё более распространёнными.

По данным поставщика данных Airfinity, в настоящее время проводится 66 поздних испытаний препаратов ГПП-1 для лечения ожирения, диабета и ряда других состояний, связанных с избыточным весом. Перспектива более широкого использования этих препаратов является одной из причин, по которой аналитики Goldman Sachs прогнозируют рынок в размере 130 миллиардов долларов к 2030 году.

Но также проводятся исследования в областях, где нет очевидной связи с избыточным весом. Компания Novo Nordisk проводит три поздних этапа испытаний семаглутида, активного ингредиента в её препаратах Ozempic и Wegovy, для лечения болезни Альцгеймера. Другой препарат из этого класса, ликсисенатид, показал некоторые ранние перспективы в замедлении ухудшения двигательных симптомов у пациентов с болезнью Паркинсона.

Широкое применение этих препаратов может помочь справиться с растущей волной хронических заболеваний во всём мире и снизить связанные с ними расходы для систем здравоохранения.

В одном из исследований Airfinity подсчитала, что к 2030 году Wegovy может предотвратить до 3,8 миллиона случаев обструктивного апноэ сна — расстройства дыхания — в США. Это может привести к сокращению расходов на аппараты СИПАП (устройства для создания постоянного положительного давления в дыхательных путях), которые используются для помощи пациентам с симптомами, на сумму до 3 миллиардов долларов.

Большинство пациентов, которые проходят лечение от никотиновой, ингаляционной и алкогольной зависимости с помощью препаратов, получают их бесплатно и заранее осведомлены о нормативном статусе. Однако терапевтические механизмы препаратов ещё не до конца изучены, и многие преимущества не были проверены на поздних стадиях испытаний.

Какие еще заболевания можно лечить с помощью препаратов для снижения веса?


В настоящее время GLP-1 производят компании Novo Nordisk и Eli Lilly, которые имеют больше стимулов для максимального использования потенциального дохода от рынка лечения ожирения, чем для проведения дорогостоящих клинических испытаний в областях лечения, которые ещё не были доказаны.

Высокая стоимость и неприятные побочные эффекты современных методов снижения веса означают, что они пока не являются универсальным решением проблемы растущего числа хронических заболеваний во всём мире.

Навид Саттар, профессор Университета Глазго и председатель правительственной миссии Великобритании по борьбе с ожирением, считает, что более доступными и широкодоступными препаратами, которые можно принимать внутрь, станут «более дешёвые препараты». Однако пока мы не достигли этой цели, потому что лекарства слишком дороги.

Агонисты рецептора GLP-1 уже удивляли учёных. Этот гормон кишечника был открыт в 1980-х годах, но оказалось, что он быстро распадается в организме. Только когда исследователи обнаружили похожее, но более стабильное соединение в яде ядозуба — ящерицы, обитающей в Северной Америке, — они смогли создать препараты длительного действия, имитирующие эффекты GLP-1. Первый препарат на основе GLP-1 был одобрен в 2005 году.

Ранние GLP-1 были разработаны как средства лечения диабета, поскольку они стимулируют выработку инсулина, а потеря веса была полезным побочным эффектом. Предыдущие методы лечения ожирения сами по себе сопровождались опасными побочными эффектами. «Фен-фен» — коктейль из подавителя аппетита и амфетамина — был отозван в 1997 году после того, как его использование было связано с дефектами сердечных клапанов.

Компания Novo Nordisk проводит завершающую стадию испытаний семаглутида — активного ингредиента в препаратах Ozempic и Wegovy — для лечения болезни Альцгеймера.

Вместо того чтобы увеличивать риск сердечно-сосудистых заболеваний, GLP-1 продемонстрировали впечатляющие преимущества. В прошлом году компания Novo Nordisk представила данные, согласно которым семаглутид снизил риск сердечных приступов на 28% в исследовании Step с участием 17 604 пациентов и снизил риск смерти на 18%.

Результаты испытаний помогли расширить применение препаратов. В марте Novo Nordisk получила одобрение США на препарат Wegovy для снижения риска сердечных приступов и инсультов у взрослых с избыточным весом или ожирением и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

«Это полная противоположность тому, что было раньше», — говорит Владо Перкович, специалист по нефрологии из Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, который провёл исследование влияния GLP-1 на состояние почек.

Результаты исследований показывают, что эти препараты эффективны при лечении как хронической болезни почек, так и стеатогепатита, связанного с метаболической дисфункцией или Mash, заболевания печени.

Между тем, препарат Mounjaro от компании Eli Lilly снизил тяжесть апноэ во сне, расстройства дыхания, почти на две трети, а также снизил частоту возникновения сердечной недостаточности в ходе отдельного исследования.

Саттар, профессор Университета Глазго, утверждает, что потеря веса сама по себе является основным фактором улучшения состояния при каждом из этих заболеваний.

«Способность препаратов снижать вес обусловливает большую часть преимуществ при множественных заболеваниях или является основной причиной, по которой эти препараты воздействуют на множественные заболевания», — говорит он.

По мере появления новых и более сильных препаратов эти эффекты, вероятно, будут усиливаться.

Генеральный директор Novo Nordisk Ларс Фруэргаард Йоргенсен в прошлом месяце заявил, что он «очень взволнован» потенциалом нового препарата Cagrisema компании в отношении заболеваний, связанных с ожирением. Ожидается, что будущие данные покажут, что препарат обеспечивает в среднем 25-процентную потерю веса, что больше 22 процентов, приписываемых Mounjaro.

Датский профессор Йенс Юул Хольст был одним из первых, кто идентифицировал гормон GLP-1 в 1986 году, и считает, что новое поколение GLP-1 по своему воздействию схоже с бариатрической хирургией — процедурой по уменьшению объёма желудка.

«Эффект становится всё более и более очевидным, и теперь нет никаких сомнений в том, что при той скорости потери веса, с которой вы сталкиваетесь, у вас также появится реальное решение проблемы стеатоза [избыточного жира в печени] у многих людей», — говорит Хольст.

Но потеря веса сама по себе не объясняет преимущества лекарств. И Холст, и Саттар указали на снятый с производства препарат GLP-1, который когда-то продавался GSK, альбиглутид, который не обеспечил никакой потери веса в клинических испытаниях, но привёл к сердечно-сосудистым преимуществам для пациентов.

Рецепторы GLP-1 имеются по всему организму, и исследователи полагают, что эти препараты могут также оказывать прямое воздействие на органы и приводить к улучшению здоровья не только за счёт потери веса.

Недавние исследования, изучавшие действие семаглутида у больных диабетом с хронической болезнью почек, показали снижение на 24 процента таких последствий, как почечная недостаточность, у пациентов, принимавших этот препарат.

«Потеря веса может быть одним из факторов, но вряд ли она является единственной причиной», — говорит Перкович.

Препараты также способствуют снижению воспаления в организме, что связано с улучшением состояния сердечно-сосудистой системы. Кроме того, они могут оказывать «прямое воздействие» на почки, улучшая кровообращение и снижая давление в кровеносных сосудах почек.



По мере того как препараты будут назначаться всё чаще, а производители лекарств будут проводить более масштабные исследования, знания о причинах улучшения здоровья будут расширяться.

«Будет постоянный поток новых результатов, которые могут дать, а могут и не дать более точных объяснений происходящего», — говорит Хольст.

Широкий спектр действия GLP-1 также стимулирует поиск новых терапевтических возможностей.

Одним из наиболее интересных является исследование семаглутида на пациентах с болезнью Альцгеймера, результаты которого ожидаются в 2025 году. Оно основано на ранних исследованиях, показавших, что у пациентов с диабетом 2 типа вероятность развития болезни Альцгеймера была ниже при приёме препаратов ГПП-1.

Успех был бы «сенсационным», по мнению одного из инвесторов в биотехнологии, учитывая, что неврологические расстройства десятилетиями не поддавались лечению.

Один из руководителей фармацевтической компании выразил скептицизм относительно того, что испытания дадут положительные результаты, отчасти потому, что пока не доказано, что препараты преодолевают гематоэнцефалический барьер — полупроницаемую мембрану, защищающую мозг.

Холст считает, что наиболее логичным объяснением потенциальных преимуществ является снижение воспаления и улучшение кровообращения. Однако пока рано говорить о том, предлагают ли GLP-1 инновационный способ лечения расстройств, которые затрагивают всё больше людей по мере старения общества.

Исследования, изучающие действие препаратов в борьбе с болезнью Паркинсона, также дали неоднозначные результаты.

В апреле французские учёные представили исследование, которое предполагает, что ликсисенатид — препарат для лечения диабета GLP-1 — может замедлить развитие расстройства мозга, вызывающего проблемы с равновесием и движением, а также другие симптомы. У пациентов, принимавших лекарство, не наблюдалось дальнейшего ухудшения двигательных симптомов после года применения.

Однако эксенатид, показавший потенциал в более раннем исследовании пациентов с болезнью Паркинсона, не оправдал ожиданий в новом исследовании, о котором сообщалось в октябре.

Оливье Расколь, соавтор французского исследования ликсисенатида, отмечает, что препарат имеет схожую структуру с эксенатидом, что затрудняет объяснение противоречивых результатов исследований.

«У кого-то есть чёткое объяснение негативных последствий?» — спрашивает Расколь, профессор Тулузской университетской больницы и координатор французской сети NS-Park, занимающейся исследованием болезни Паркинсона.

Болезнь Паркинсона — это загадка, которая подчёркивает пробелы в знаниях о том, как GLP-1 действуют на мозг. Например, доказательства эффективности GLP-1 в лечении зависимости были получены путём изучения медицинских карт и наблюдения за тем, что пациенты с зависимостью реже сталкивались с передозировкой, когда использовали GLP-1.

Сью Григсон, учёный из больницы Университета штата Пенсильвания, которая работала над исследованиями расстройств, связанных с употреблением опиоидов, изучает эти связи. Она обнаружила, что у пациентов, принимавших GLP-1, снижалась реакция дофамина, что указывает на то, что гормон «хорошего самочувствия» ослабляется препаратами.

Григсон считает, что препараты воздействуют на околожелудочковые органы — части мозга, не защищённые гематоэнцефалическим барьером, и это может влиять на функцию мозга. Однако многое остаётся неизвестным о влиянии препаратов на неврологические состояния.

«Это всё ещё очень зачаточно», — говорит Расколь о понимании того, как GLP-1 влияют на мозг. «Будет больше... экспериментов, чтобы лучше изучить реальные эффекты этих соединений».

Пока учёные продолжают изучать потенциал GLP-1, фармацевтические компании уже получают выгоду от более широких преимуществ для здоровья.

Eli Lilly стремится получить одобрение регулирующих органов США на использование препарата Mounjaro для лечения апноэ во сне, а Novo Nordisk подала заявку на использование препарата Wegovy при хронической болезни почек.

«Есть причина, по которой компании занялись этими заболеваниями, где, по их мнению, потеря веса плюс или минус прямой эффект могут иметь пользу», — говорит Саттар. «Угадайте что? Реальность доказывает, что это так».

Первоначальные затраты на GLP-1, вероятно, будут сдерживать широкомасштабный доступ, необходимый для лечения кардиометаболических заболеваний.

Однако крупномасштабные испытания обходятся дорого, а получение дополнительных разрешений может укрепить позиции первопроходцев на рынке GLP-1. «Novo и Lilly собираются укрепить своё лидерство здесь», — говорит один инвестиционный банкир.

Адам Стенсберг, генеральный директор датской биотехнологической компании Zealand Pharma, которая разрабатывает альтернативный продукт для снижения веса на основе другого гормона, говорит, что на рынке GLP-1 «уже существует дуополия».

Комбинирование различных препаратов может стать способом ещё большего расширения действия GLP-1. Такие врачи, как Перкович, рассматривают возможный будущий режим лечения пациентов с хронической болезнью почек, который будет сочетать существующие препараты с GLP-1, чтобы радикально снизить риск отказа органов.

Однако первоначальные затраты на GLP-1, вероятно, будут сдерживать широкомасштабный доступ к ним, необходимый для лечения кардиометаболических заболеваний во всём мире.

Стоимость Wegovy в США составляет 1349 долларов за месячный курс. Стоимость профилактики одного серьёзного неблагоприятного сердечно-сосудистого события, такого как сердечный приступ или инсульт, вероятно, составит почти 1,3 миллиона долларов, прогнозирует Airfinity. Эта оценка предполагает, что такой результат в среднем потребует лечения 67 человек в течение более трёх лет, при этом препараты будут доступны со значительной скидкой от цены по прейскуранту.



Побочные эффекты, включая тошноту, диарею и усталость, также остаются проблемой для некоторых пользователей, и производители лекарств и врачи пытаются решить эту проблему. BlueHealth Intelligence, медицинская страховая компания в США, обнаружила, что 30% пользователей GLP-1 в США прекращали приём препарата в течение месяца, при этом более бедные пациенты с большей вероятностью прекращали приём своих лекарств.

Саттар из Университета Глазго видит далёкое будущее, в котором недорогие GLP-1 можно будет назначать пациентам перорально при появлении таких заболеваний, как диабет, что позволит бороться как с ожирением, так и с другими негативными последствиями, не «обанкротив при этом систему здравоохранения».

В то время как прогресс в области кардиометаболических состояний есть, комментарии Рикса являются первым признаком того, что фармацевтические компании проведут клинические испытания в таких областях, как наркомания. Даже если учёные установят связь, путь к одобрению использования здесь долог.

Глава Национального института США по борьбе со злоупотреблением наркотиками Нора Волков отмечает, что лечение наркомании может не быть коммерческим приоритетом для фармацевтических групп. GLP-1 уже генерируют большие продажи для Novo Nordisk и Eli Lilly, но многим пациентам с ожирением ещё предстоит их получить — так что целевой рынок всё ещё огромен.



«Это может быть сложно, если фармацевтическая промышленность скажет: «Почему меня это должно волновать? Я зарабатываю гораздо больше денег, прописывая эти препараты для лечения ожирения»», — говорит Волков.