Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Чем pre-IPO лучше IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Чем pre-IPO лучше IPO

3 января 2025 РБК | РБК Quote
Предварительное публичное размещение, — как правило, последний этап финансирования частной компании перед выходом на биржу, когда у компании еще сохраняется хороший потенциал роста, но уже гораздо меньше риска внезапно умереть, похоронив с собой вложения инвесторов.

Как растет рынок
Предварительные публичные размещения — растущий макротренд рынка, тогда как, собственно, сам рынок первичных предложений не всегда чувствует себя хорошо. Так, в первой половине 2024 года объем таких предложений в мире снизился на 12% по сравнению с предыдущим годом. А рынок предварительных предложений, напротив, демонстрирует тенденцию к росту.

Главные фигуры этого рынка — наиболее зрелые частные компании, накопившие максимум капитализации. Долгое время важнейшим рубежом для частной компании была капитализация в $1 млрд. C 2013 года такие компании стали называть «единорогами» в знак того, что это чрезвычайная редкость. К 2020 году их число достигло лишь 600.

Чем pre-IPO лучше IPO


Сейчас «единорог» — совсем не редкий зверь. По состоянию на текущий год в мире их насчитывается более 1200. Различают также «десятирогов», накопивших более $10 млрд, — это, к примеру, производитель футуристического вооружения Anduril из США ($14 млрд) и американская соцсеть Discord ($15 млрд, в РФ заблокирован Роскомнадзором из-за нарушения законодательства). Таких компаний в мире уже тоже несколько десятков. А есть и «стороги»: SpaceX Илона Маска ($150 млрд) и китайская ByteDance ($225 млрд).

Рынок предварительных предложений так хорошо прогрелся, что в отдельных регионах начинают устанавливать для него ограничения. Так, в мае этого года громом среди ясного неба стало то, что Совет по ценным бумагам и биржам Индии ограничил число инвесторов, которым компания может продавать акции до официального листинга. Теперь регулятор наказывает частные компании, если число их инвесторов превышает 200, сообщает Moneycontrol.

В России инвесторов тоже ждут регуляторные ограничения: требования к квалификации инвесторов, которые могут приобретать бумаги на этапе перед выходом на биржу, ограничения на объем инвестиций физических лиц на инвестиционных платформах.

«Инвесторы могут принять участие в размещении акций по закрытой подписке через брокера, через инвестиционные платформы, через венчурные паевые инвестиционные фонды либо непосредственно обратившись к эмитенту. Квалифицированные инвесторы могут участвовать в таких сделках без ограничений и дополнительных формальностей.



Для участия в ивенте через брокера неквалифицированные инвесторы должны пройти тестирование. Приобретение акций на инвестиционной платформе неквалифицированными инвесторами возможно в пределах лимита 600 тыс. руб.  Еще один способ инвестиций — через паи (крупнейшие УК ПИФ запустили инвестиционные фонды, инвестирующие в акции компаний на стадии предварительного публичного размещения)», — рассказали РБК в ЦБ РФ.

Регулятор обращает особое внимание, что инвесторы, приобретающие акции на этапе предварительного публичного размещения, могут столкнуться с рядом рисков.

Выгоды и риски
В ЦБ называют следующие основные риски предварительных размещений.

Риск ликвидности: акции, приобретенные на этом этапе, могут иметь ограниченную ликвидность до момента выхода на биржу. Это означает, что инвестор может столкнуться с трудностями при продаже своих акций до момента проведения листинга.

Риск отмены выхода на биржу: существует вероятность, что компания по различным причинам может изменить планы относительно дальнейшего выхода в публичность. В таком случае инвестор потеряет возможность продать свои акции с большей доходностью либо рискует остаться с замороженным на неопределенный срок активом.

Асимметрия информации и сложность оценки стоимости: инвесторы могут столкнуться с недостатком информации о компании и ее перспективах, особенно на ранних стадиях предварительного предлжения. Это может затруднить оценку рисков и потенциала доходности вложений в акции такой компании. Отсутствие публичной информации и прозрачности увеличивает риск неправильной оценки стоимости.

В связи с размером инвестиций и рисками покупатели при предварительном размещении акций обычно получают скидку по сравнению с ценой, заявленной в перспективе выхода на биржу.

Говоря коротко, pre-IPO выгодно отличается от покупки акций на начале публичных торгов потенциалом роста, а от посевных раундов — скоростью выхода. Если инвестору, который вложился в стартап на раннем этапе, захочется выйти из идеи, ему придется либо ждать IPO, либо искать другого инвестора, который будет готов купить его долю. Акции непубличных компаний обладают низкой ликвидностью — на рынке не так много игроков, которые хотели бы их купить. Когда IPO близко, с выходом проблем будет меньше.

В 2014 году Alibaba Group объявила о скором размещении на Нью-Йоркской фондовой бирже. На pre-IPO, которые тогда только входили в моду, одним из покупателей стал Ози Аманат, венчурный капиталист из Сингапура. Он приобрел пакет акций на сумму $35 млн по цене ниже $60 за акцию. Через несколько месяцев после этого, в первый день публичных торгов, бумаги закрылись чуть ниже $90 за акцию, а на пике стоимости в феврале 2020 года акции превышали отметку $300 за штуку. Правда, к моменту написания статьи их цена упала ниже $80. Но Ози мог успеть сделать свой заработок на акциях весьма значительным.

Снизить риски pre-IPO помогает доскональный сбор информации об экономической модели, лежащей в основе стартапа, и личностях основателей. Идеально выбрать фирму, которая уже вышла на прибыльность, но в последние годы компании, готовясь к бирже, выбирают не прибыль, а экстенсивный рост. Исключения по-настоящему редки — таким, например, стало IPO Zoom в апреле 2019 года. Уже тогда компания генерировала прибыль.

Pre-IPO было блестящим: компания, которая на момент последнего раунда оценивалась в $1 млрд, первоначально задумала размещаться по цене $28–32 за акцию, затем — $33–35, что поднимало ее оценку до $9 млрд. В итоге цена размещения составила $62 за штуку, а максимальная цена, которой достигли акции уже в ноябре 2020 года, превысила $550. Это не уберегло акции от падения после пандемии, и сейчас бумаги Zoom торгуются на уровне чуть выше $70, капитализация составляет $22 млрд.

Гораздо хуже работают формальные признаки. Считается, что надежнее вкладываться в pre-IPO компаний, достигших оценки $1 млрд, и компаний, поддерживаемых крупными венчурными фондами. Примеров, когда стартапы, соответствующие этим характеристикам, проваливались, — множество. Печально известная Theranos, несостоявшееся производство чудо-анализаторов крови, на момент своего расцвета в 2013–2014 годах превышала объем $10 млрд, ее поддерживали медиамагнат Руперт Мердок и фирма ATA Ventures.

Соцсеть IRL, которой прочили роль новой главной соцсети для зумеров, коллапсировала после того, как оказалось, что примерно 95% ее пользователей были ботами. Перед этим она достигла оценки $1,1 млрд, в числе ее инвесторов был SoftBank, который ранее делал неудачные ставки на Uber, WeWork и криптобирже FTX.

Возможности для инвесторов
Покупателями на pre-IPO обычно выступают частные инвестиционные компании, хедж-фонды, бизнес-ангелы и квалифицированные инвесторы, желающие приобрести крупные пакеты акций компании. Инвестировать в крупные зарубежные стартапы, готовящиеся к выходу на биржу, из РФ достаточно сложно, такую услугу предлагают далеко не все брокеры и только квалифицированным инвесторам. Например, сегодня у инвесторов-«квалов» есть возможность вложиться в следующие компании:

Stripe — культовый финтех братьев Коллисон с текущей оценкой $79,35 млрд, открытый в Кремниевой долине в 2010 году, провел платежей уже более чем на $1 трлн. По данным PipeCandy, Stripe занимает 68,02% рынка обработки платежей в электронной коммерции в Соединенных Штатах Америки и 70,23% в Северной Америке в целом. В ЕС доля рынка составляет пока 15,82%.

Один из важнейших ИИ-проектов, основанный бывшими высокопоставленными сотрудниками OpenAI — Даниэлой и Дарио Амодей, Anthropic оценивается в $18 млрд. Бывшие сподвижники Сэма Альтмана стремятся создать искусственный разум, максимально близкий к человеческому. Именно гуманистические ценности, по словам основателей, и стали причиной их ухода от Сэма Альтмана.

Стартап Gupshup с оценкой $3,05 млрд обладает большой историей: его в 2004 году основал Бируд Шетх как сервис СМС-рассылки для тогда еще почти не охваченной интернетом Индии. Сейчас это компания из Сан-Франциско, которая разрабатывает клиентские сервисы, работающие с использованием искусственного интеллекта — чат-боты, платформы поддержки.

«Интерес к инвестициям в американские компании на стадии предварительного публичного размещения у российских инвесторов не снизился, — утверждает Владимир Лошкарев, управляющий директор УК „Финам Менеджмент“. — С 2019 года мы обеспечиваем такую возможность с помощью партнера — венчурного фонда (под управлением около $800 млн), обладающего собственной командой инвестиционных менеджеров, аналитиков и юристов. На американском рынке вход в сектор прямых инвестиций для клиентов обычно начинается от сотен тысяч долларов. У нас минимальный объем вложений — от $10 тыс., а в среднем инвесторы вкладывают в одну сделку около $20–25 тыс. Только за последний год мы провели более тысячи сделок. Сейчас мы работаем над тем, чтобы предложить инвесторам еще больше возможностей для сделок на раннем этапе».