Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мировой экспорт сырой нефти падает из-за новых изменений в торговых маршрутах » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мировой экспорт сырой нефти падает из-за новых изменений в торговых маршрутах

Вчера, 20:13 Neftegaz.RU | Нефть
Мировые поставки сырой нефти уже 2-й год подряд испытывают трудности из-за СВО РФ на Украине и конфликта на Ближнем Востоке, из-за чего танкерные перевозки перенаправляются, а поставщики и покупатели разделены по регионам.

Объем мирового экспорта сырой нефти в 2024 г. снизился на 2%, что стало первым падением после пандемии COVID-19.
Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на данные по отгрузкам.

Это произошло из-за слабого роста спроса, а также из-за изменений на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и в работе нефтепроводов, из-за чего изменились торговые маршруты.

Мировые поставки сырой нефти уже 2й год подряд испытывают трудности из-за СВО РФ на Украине и конфликта на Ближнем Востоке, из-за чего танкерные перевозки перенаправляются, а поставщики и покупатели разделены по регионам.
Экспорт ближневосточной нефти в европейском направлении сократился, и в Европу поступило больше нефти из США и Южной Америки.
Российская нефть, которая ранее поставлялась в Европу, была перенаправлена в Индию и Китай.

Эти изменения стали более заметными, поскольку НПЗ в Европе закрылись на фоне продолжающихся атак на судоходство в Красном море.

По данным Kpler:
экспорт сырой нефти с Ближнего Востока в Европу упал на 22% в 2024 г.

Тезисы консультанта по энергетике и бывшего нефтетрейдера А. Имсировича:
изменение потоков нефти приводит к созданию оппортунистических альянсов, т.е. возникают более тесные отношения между Россией и Индией, Китаем и Ираном, которые меняют структуру торговли нефтью;
нефть больше не поступает по кривой наименьших затрат, и первым следствием этого являются трудности с транспортировкой, что повышает цены на фрахт и в конечном итоге снижает рентабельность переработки.

США с их растущей добычей сланцевой нефти стали победителем в мировой торговле нефтью.
Страна экспортирует 4 млн барр./сутки нефти, увеличив свою долю в мировой торговле нефтью до 9,5%, уступая Саудовской Аравии и РФ.

Причины изменения торговых маршрутов
Торговые маршруты также изменились из-за:
запуска крупного НПЗ Dangote в Нигерии,
расширения канадского магистрального нефтепровода (МНП) Trans Mountain до западного побережья страны,
падения добычи нефти в Мексике,
кратковременной остановкой экспорта ливийской нефти,
роста объемов поставок из Гайаны.

В 2025 г. поставщики продолжат бороться с падением спроса на топливо в крупных центрах потребления, таких как Китай.
Кроме того, все больше стран будут использовать меньше нефти и больше газа, в то время как возобновляемые источники энергии (ВИЭ) будут продолжать расти.

Тезисы менеджера по морским исследованиям и консалтингу в судовой брокерской компании Poten & Partners Э. Брокхейзена:
такого рода неопределенность и волатильность стали новой нормой;
2019 г. был последним «нормальным» годом;
изменения в прогнозах спроса на нефть разрушили исторические долгосрочные предположения о росте рынка нефти;
раньше можно было всегда сказать, что будет здоровый долгосрочный рост спроса, и это со временем решит множество проблем;
теперь это уже нельзя считать само собой разумеющимся, т.к. сейчас наблюдается более слабый спрос в КНР и Европе.

Импорт в Китай в 2024 г. сократился примерно на 3% из-за роста продаж электромобилей и подключаемых гибридных автомобилей, а также растущего использования сжиженного природного газа (СПГ) в большегрузных перевозках.
В Европе снижение мощностей по переработке нефти и правительственные решения по сокращению выбросов углекислого газа привели к сокращению импорта сырой нефти примерно на 1%.

Новые поставщики, новые маршруты
Европейские НПЗ изначально сократили российский импорт и увеличили закупки нефти в США и на Ближнем Востоке после начала СВО РФ на Украине. Нападения на суда в Красном море после войны Израиля с сектором Газа привели к росту стоимости перевозок с Ближнего Востока.
НПЗ увеличили импорт из США и Гайаны до рекордно высокого уровня.

Экспорт из Ирака упал на 82 тыс. барр./сутки, а экспорт из Объединенных Арабских Эмиратов снизился на 35 тыс. барр./сутки в 2024 г.
Европа экспортировала 162 тыс. барр./сутки из Гайаны и 60 тыс. барр./сутки из США.

Эскалация конфликта на Ближнем Востоке в конце сентября 2024 г. и опасения дополнительных санкций со стороны избранного президента США Д. Трампа привели к сокращению поставок и росту цен на иранскую нефть.
Это побудило китайских нефтепереработчиков обратить внимание на нефть из Западной Африки и Бразилии.

Новые НПЗ и нефтепроводы
По данным Kpler:
новый нигерийский НПЗ Dangote перерабатывал достаточно внутренней нефти, чтобы сохранить около 13% экспорта сырой нефти Нигерии в страну в 2024 г., по сравнению с 2% в 2023 г.;
это сократило экспорт Нигерии в Европу;
Нигерия также импортировала 47 тыс. барр./сутки американской WTI, что необычно для крупного нетто-экспортера.

Наращивание новых нефтеперерабатывающих мощностей в Бахрейне, Омане и Ираке, а также в Дос-Бокасе в Мексике также, вероятно, приведет к увеличению добычи нефти в этих регионах.

В Канаде расширенный МНП Trans Mountain теперь может доставлять на Тихоокеанское побережье дополнительно 590 тыс. барр./сутки, что увеличит экспорт страны по воде до рекордных 550 тыс. барр./сутки в 2024 г.
C увеличением поставок канадской нефти на Западное побережье США НПЗ в регионе стали меньше закупать нефти из Саудовской Аравии и Латинской Америки, в то время как прямые поставки из Канады в азиатские страны сократили реэкспорт с побережья Мексиканского залива США.

Аналитики отмечают, что, хотя основным покупателем нефти в Канаде является Китай, нефть также нашла импортеров в Индии, Японии, Южной Корее и Брунее, а также, вероятно, больше азиатских НПЗ будут закупать нефть.

По мнению аналитиков, предложенный Д. Трампом 25%-ный тариф на канадскую и мексиканскую нефть, двух крупнейших иностранных поставщиков нефти в США, также может изменить потоки нефти в 2025 г.