Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Toyota пересматривает свою ставку на водород » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Toyota пересматривает свою ставку на водород

Сегодня, 13:05 Financial Times | Toyota

Крупнейший в мире производитель автомобилей меняет свой фокус на коммерческие модели, поскольку легковые автомобили не демонстрируют ожидаемого роста

В 2014 году Акио Тойода, занимавший тогда пост президента Toyota, заявил, что он «увидел будущее» и что выпуск Mirai, флагманского водородного автомобиля компании, станет «поворотным моментом» для автомобильной промышленности.

Один из флагманских автомобилей Toyota Mirai на водороде. Автопроизводитель по-прежнему считает, что водород сыграет значительную роль в декарбонизации транспорта

Однако за последнее десятилетие Toyota продала всего 27 500 водородных автомобилей, и это вызывает сомнения в перспективах этой технологии.

«Я не могу с уверенностью сказать, что водород ждёт светлое будущее», — заявил Хироки Накадзима, главный технический директор Toyota, журналистам на гоночной трассе Fuji Speedway в Японии в ноябре.

Несмотря на то, что многие крупные автопроизводители переходят на электромобили, Toyota считает, что водород всё ещё может сыграть важную роль в декарбонизации транспорта. «Если мы откажемся от этой технологии, мы рискуем отказаться от будущего», — сказал Накадзима.

В рамках перехода на водородные грузовики, автобусы и фургоны Toyota в ноябре представила прототип водородно-электрического гибридного фургона, который, по её словам, является первым в своём роде и будет испытываться в Австралии.

Toyota также сотрудничает с Isuzu Motors с целью массового производства малотоннажного грузовика на водородных топливных элементах к концу этого десятилетия и заключила контракты на поставку водородных автобусов в Токио, Страсбург и Мадрид.

«На всех уровнях водород оказался провалом для легковых автомобилей», — сказал Джеймс Хонг, глава азиатского энергетического перехода и сырьевых товаров в Macquarie Capital. «Где у нас до сих пор нет ответа, так это на коммерческий транспорт или спрос на стационарные хранилища энергии».

Водородные топливные элементы генерируют электроэнергию посредством химических реакций между водородом и кислородом, не оставляя ничего, кроме водяного пара, выходящего из выхлопной трубы. Помимо нулевых выбросов углерода, автомобили на водородном топливе быстрее заправляются, чем электромобили, а для тяжёлых транспортных средств они имеют больший запас хода.

Toyota пересматривает свою ставку на водород

Продажи электромобилей Toyota обогнали продажи автомобилей на водородных элементах. Автомобили на водородных топливных элементах. Полностью аккумуляторные электромобили. Источник: Тойота

Несмотря на государственную поддержку в странах по всему миру, экосистема водорода остаётся небольшой, и лишь немногие крупные проекты по производству этого топлива доходят до стадии строительства.

В результате водородные топливные элементы не производятся массово, а стоимость остаётся высокой. Водородная версия престижной модели Toyota Crown стоит на ¥1 млн (6500 долларов США) дороже, чем та, которая оснащена новой гибридной системой.

Между тем, цены на электромобили снизились из-за жёсткой конкуренции в Китае и прорывов в технологии аккумуляторов.

«Когда у вас есть технология, которая уже работает, супердешева и достаточно хороша — литий-ионные аккумуляторы, — вы должны задаться вопросом о необходимости инвестирования в совершенно новую цепочку поставок», — сказал Сэм Адхам, аналитик консалтинговой компании CRU Group.

Toyota пытается стимулировать внедрение водорода через свою дочернюю компанию по производству грузовиков Hino Motors. В 2023 году Hino и её конкурент Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation заявили, что объединяются, чтобы «добиться экономии масштаба» и сосредоточиться на водороде. Однако сделка была отложена, поскольку компании сослались на необходимость получения разрешений регулирующих органов и скандал с сертификацией.

Компания объединилась с другими игроками рынка, чтобы разделить расходы на разработку. Это отражает более широкие альянсы, которые формируются в отрасли для борьбы с конкуренцией из Китая.

Компания ведёт переговоры о сотрудничестве с южнокорейской Hyundai и немецкой BMW, которые также вкладывают значительные средства в автомобили на водородном топливе.

«Несколько лет назад люди были более оптимистично настроены по поводу использования водорода в грузовиках и автобусах», — говорит Анн-Софи Корбо, эксперт по водороду из Центра глобальной энергетической политики.

«Всё будет зависеть от стоимости и доступности грузовиков и автобусов. Окончательное решение пока не принято, но с каждым годом электрические решения становятся всё более привлекательными».

Ли Хо Гын, профессор кафедры транспортных средств будущего в Университете Дэдук, сообщил, что Hyundai понесла убытки в размере 30 миллионов вон (22 000 долларов США) на каждой единице своего флагманского водородного внедорожника Nexo, несмотря на получение 36 миллионов вон в виде государственных субсидий на каждое транспортное средство.

Однако в долгосрочной перспективе для компаний всё равно было целесообразно заниматься разработкой водородных автомобилей, поскольку они уже разработали собственные технологии, сказал он.

«Рентабельность продаж электромобилей всегда будет ограничена необходимостью покупать или лицензировать технологии производства аккумуляторов у других компаний, тогда как в случае с водородными автомобилями им не нужно платить никаких роялти», — сказал Ли.

Отсутствие инфраструктуры для заправки в Японии и за рубежом остаётся проблемой. В феврале нефтяная компания Shell объявила о закрытии всех своих водородных заправочных станций в Калифорнии — штате, где топливные элементы наиболее популярны в США. В ответ владельцы Mirai подали в июле коллективный иск против компании за введение их в заблуждение относительно доступности водородного топлива.

Неспособность автомобилей на водородном топливе стать массовым явлением стала неудачей не только для Toyota и Hyundai, которые вложили миллиарды долларов в эту технологию, но и для Японии и Кореи, которые связали свою стратегию декарбонизации с этим видом топлива.

Toyota заявила, что ей необходимо развернуть свои водородные продукты в координации с правительственными инициативами по развёртыванию инфраструктуры для альтернативного топлива.

«Это не проблема курицы и яйца. Это больше похоже на отношения между мёдом и пчелой», — сказал Накадзима, объяснив, что транспортные средства и инфраструктура должны быть доставлены одновременно.

Несмотря на неудачи, представители Toyota заявили, что компания не отказалась от водородного топлива для легковых автомобилей: в октябре прошлого года Тойода обсуждал партнёрство со своим коллегой из традиционного конкурента Hyundai с целью продвижения автомобилей на топливных элементах.

Они провели параллели с десятилетием терпения, которое потребовалось, прежде чем продажи гибридных автомобилей пошли в гору, и подтвердили свою ставку на Prius, который впервые был продан в 1997 году.

«Это то, что делает Toyota», — сказал Хон. «Она достаточно крупная, чтобы выдержать несколько ставок, даже тех, у которых низкие шансы на выигрыш».