Однако осведомленные с ходом переговоров источники заявляют, что есть препятствия, которые могут помешать делу. В 2014 году Glencore уже предлагала Rio Tinto слияние, но менеджмент второй отказался от этой идеи. Сложится ли сделка в этот раз и как она отразится на ценах на медь – в материале Finam.ru.
История повторяется
В 2014 году Glencore готовила предложение о поглощении Rio Tinto и уже обсуждала возможное слияние с компанией Aluminium Corp. of China, которая по-прежнему является крупнейшим акционером Rio Tinto Group. Однако совет директоров австрало-британской компании пришел к выводу, что предложение не отвечает интересам ее акционеров.
В 2025 году история с объединением Rio Tinto и Glencore возобновилась. Как рассказали Bloomberg источники, близкие к ситуации, переговоры по слиянию двух компаний носили предварительный характер и неизвестно, как они завершились и планируется ли слияние до сих пор.
Сделка между Rio Tinto и Glencore может стать крупнейшей в истории горнодобывающей отрасли. Рыночная капитализация Rio Tinto составляет примерно $103 млрд, Glencore - $55 млрд. Объединенная компания обгонит текущего лидера отрасли – BHP Group стоимостью $126 млрд.
Отметим, что Glencore и Rio Tinto «не чужие» для России компании. Так, в 2007 году путем слияния алюминиевых и глиноземных активов российских компаний «Русский алюминий», «Сибирско-Уральская алюминиевая компания» (СУАЛ) и алюминиевых активов Glencore была образована компания «РУСАЛ». Кроме того, Glencore владела как минимум 14,16% акций «Роснефти», которые в 2018 году были проданы катарскому фонду QIA.
Rio Tinto также имеет связь с «РУСАЛом». Российская компания владеет 20% в Queensland Aluminia Limited через свою «дочку» Alumina and Bauxite Company (ABC), доля Rio Tinto составляет 80%. В апреле 2023 года Rio Tinto заявлял, что получил полный контроль над предприятием, однако российская компания считает, концерн нарушил свои обязательства и у него нет достаточных оснований для присвоения полного контроля над производством.
Перспективы объединения
Корпоративные культуры Rio Tinto и Glencore существенно различаются, что может стать преградой для заключения сделки по их слиянию, предупреждает аналитик Freedom Finance Global Виталий Кононов. Он обращает внимание, что основной бизнес Rio Tinto сконцентрирован вокруг добычи железной руды в Австралии, а около половины выручки Glencore приходится на трейдинговую активность. Также для Rio Tinto будет малопривлекателен угольный бизнес Glencore, считает эксперт.
По оценкам Кононова, вероятность сценария, в котором сделка получит одобрение как от акционеров компаний, так и от регуляторов – маловероятна. Он считает, что Rio Tinto будет сложно убедить своих акционеров в целесообразности сделки, поскольку она противоречит предыдущим заявлениям о намерении отказаться от угольных активов. Регуляторы, в свою очередь, будут противодействовать слиянию двух компаний, поскольку «создание гиганта, который смог бы контролировать всю цепочку поставок металлургического сырья, оказало бы негативный эффект на конкуренцию в отрасли», подчеркнул аналитик.
«Медные активы Glencore – единственный стратегически значимый ресурс, который соответствует модели Rio Tinto», – сказал Кононов.
С этими словами соглашается главный аналитик по финансовым рынкам ИК «Вектор Капитал» Алексей Головинов. Однако он считает, что Rio Tinto и Glencore удастся заключить сделку по слиянию. Эксперт замечает, что объединенная компания может стать ключевым поставщиком меди на мировые рынки с совокупным объемом производства металла в год – 1,6-1,7 млн тонн.
Помимо того, что новая компания будет лидером на рынке меди, есть и политический аспект в этой сделке, подчеркивает Головинов. Он это объясняет тем, что наибольшая доля в Rio Tinto принадлежит китайской Aluminum Corp. of China, а вторым крупнейшим акционером Glencore является Катарский государственный инвестиционный фонд.
«Несмотря на то, что ещё в 2014 году Glencore и Rio Tinto обсуждали слияние, в этот раз сделка может реально состояться. Я предполагаю, что здесь прослеживается стремление Китая занять большую долю на рынках, которые будут критически важны для энергетического перехода в будущем, прежде всего, это производство меди. Кроме того, Glencore также добывает никель и цинк, которые необходимы для производства электромобилей. Если это действительно так, и Пекин хочет увеличить свою ресурсную базу, то различия в подходах Glencore и Rio Tinto, скорее всего, не станут серьезной преградой для сделки», – заявил Головинов в комментариях Finam.ru.
Как сделка отразится на ценах на медь
С учетом отсутствия конкретных данных по сделке между Rio Tinto и Glencore информация по их слиянию носит довольно сомнительный инфоповод, считает аналитик «Финама» Алексей Калачев. Он также как и Кононов отмечает сложность структурирования этой сделки, поскольку у компаний разный профиль активов. Однако в случае объединения медных активов эксперт допускает синергетический эффект.
При этом Калачев не считает, что эта сделка заметно повлияет на цену меди. «Отчасти, конечно, конкуренция уменьшится, но незначительно. Рынок меди совершенно не монополизирован. Даже лидер медной отрасли американская Freeport-McMoRan занимает на нем менее 8%. Если объединить медные активы Rio Tinto и Glencore, их общая доля составит всего около 5%, примерно, как и у BHP», – подчеркнул аналитик «Финама».
Аналитики Fitch Solutions ожидают неопределенностей в ценах на медь в связи с ожидаемым укреплением доллара, предстоящих тарифов и возможного замедления энергетического перехода при новой администрации избранного президента США Дональда Трампа. По их оценкам, среднегодовая стоимость металла в 2025 году составит $10 000 за тонну. Эксперты из банковской группы Нидерландов ING настроены более негативно в отношении меди. Их прогноз на конец этого года – $8 900 за тонну.
По состоянию на 17 января медь демонстрирует восьмой день роста, что является самой продолжительной серией с 2017 года, торгуясь выше $9 130 за тонну. Bloomberg отмечает, что за весь 2024 год медь подорожала на 2,4%, тогда как с начала 2025 года подъем уже составил около 6%.
Дорожать металлу помогают экономические данные из Китая, а также более позитивные позитивным ожидания спроса на этот металл в Поднебесной. Опубликованные сегодня данные из Китая показали, что ВВП страны в 2024 году вырос на 5%, достигнув целевого показателя китайских властей. Кроме того, экономика Китая в 4 квартале 2024 года показала сильнейший рост – на 5,4% в годовом выражении с 4,6% в 3 квартале.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
