29 января 2025 БКС Экспресс

«Сейчас это вызывает экологические последствия, — говорит об угрозе исчезновения видов Бен Лэмм, генеральный директор и соучредитель биотех-стартапа Colossal Biosciences, известной своими усилиями по возрождению вымерших животных. — Но завтра это будет вызывать экономические последствия».
По подсчетам аналитиков ВЭФ, почти половина мирового ВВП — $44 трлн — в той или иной степени зависит от природы. Утрата биоразнообразия и разрушение экосистем могут ежегодно снижать мировой ВВП на $2,7 трлн, вплоть до 2030 г. Такой экономический спад повлечет значительные последствия в вопросах бедности, безопасности, социального благополучия и равенства.
Как это связано?
Биоразнообразие в экосистемах имеет важное значение для продовольственной безопасности, питьевой воды, медицины, стабильности климата и экономического роста.
Так, более 1 млрд человек во всем мире полагаются на леса как на источник средств к существованию. Только одна Амазонка обеспечивает экосистемные услуги на сумму около $317 млрд для Бразилии и за ее пределами. При этом тропические леса, произрастающие на берегах реки, из-за вырубки близки к точке невозврата. После ее достижения экосистема не сможет вырабатывать количество осадков необходимое для поддержания баланса, сельского хозяйства, гидроэнергетики, водоснабжения.
Повышение температуры мирового океана увеличивает риск необратимой потери морских и прибрежных экосистем. К примеру, коралловые рифы, обеспечивающие непосредственное пропитание 500 млн человек во всем мире благодаря рыболовству, сократились почти вдвое за последние 150 лет. Ежегодная глобальная экономическая ценность рифов оценивается в $29,8–375 млрд, а ученые прогнозируют их полное вымирание к 2100 г.
Изменение климата в целом влияет на здоровье экосистем, что может создать большие риски распространения болезней животными и передачи вирусов людям. Здоровье человека может также пострадать от сокращения экосистемных услуг — таких как потеря продовольствия, лекарств и средств к существованию, предоставляемых природой.
Риски от потери биоразнообразия существуют непосредственно для бизнеса. Всемирный фонд дикой природы выделяет три основных:
физический риск, включая нехватку сырья и потерю экосистемных услуг, территорий, ресурсов
регуляторный риск — издержки, связанные либо с работой в плохо регулируемой среде, либо с неготовностью соблюдать нормативные требования
репутационный риск или потеря ценности бренда, если, к примеру, местные сообщества сочтут, что бизнес компании не учитывает потребности экосистемы или действует ей во вред.
Зачем человечеству понадобились мамонты
Арктика — наиболее чувствительный к антропогенному изменению климата регион на Земле. Она теплеет примерно в четыре раза быстрее, чем весь остальной земной шар. По прогнозам ученых, к 2100 г. из-за таяния льдов выделится от 119,3 до 251,6 млрд тонн углерода. По словам Лэмма, исследования показывают, что увеличение популяции крупных травоядных, таких как мамонты, повышают плотность снега и способны снизить температуру поверхности земли, тем самым защищая вечную мерзлоту.
Поэтому компания стремится возродить вымершие виды животных. Первого мамонтенка, который будет выношен суррогатной матерью-слонихой, Colossal планирует представить к концу 2028 г. А недавно стало известно, что стартап привлек $200 млн в ходе последнего раунда финансирования.
Многие ученые относятся к проекту с большим скепсисом и задаются вопросом о его целесообразности. Сомнение также вызывает вопрос, смогут ли возрожденные виды жить в современных условиях. Некоторые считают, что такое животное нельзя назвать мамонтом, поскольку для его «создания» используются клетки индийских слонов. Другие говорят, что возвращение мамонта в природу «может вызвать множество непредвиденных последствий».
В любом случае, идея выглядит фантастической и очень амбициозной. А пока ресурсы компании применяют для сохранения существующих видов. Исследования Colossal помогают бороться с вирусом, вызывающим геморрагическое заболевание — самую частую причину смерти молодых слонов в Северной Америке, Европе и Таиланде. Компания спонсирует разработку и тестирование вакцины.
Кроме того, работа биотеха по борьбе с вымиранием птиц додо служит основой для разработки механизма сохранения исчезающих видов птиц. А проект по возрождению тасманского тигра помог разработать технологию, которая может сделать находящегося под угрозой исчезновения северного кволла устойчивым к яду тростниковой жабы. Это земноводное считается в Австралии инвазивным видом — его распространение угрожает другим экосистемам. И если кволлы смогут питаться жабами, то это значительно снизит их воздействие на окружающую среду.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
