Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
О чем говорят инвестору новые комментарии Банка России к среднесрочному прогнозу? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

О чем говорят инвестору новые комментарии Банка России к среднесрочному прогнозу?

4 марта 2025 БКС Экспресс Миронюк Евгений
По итогам заседания ЦБ 14 февраля регулятор опубликовал среднесрочный макроэкономический прогноз. Для участников рынка важны изменения в нем относительно предыдущего прогноза и их оценка Банком России. На этот раз резюме обсуждения говорит прежде всего о степени жесткости денежно-кредитной политики (ДКП).

В пользу сохранения на горизонте 2025 г. жесткой ДКП, то есть более плавной траектории снижения ключевой ставки, на наш взгляд, говорят следующие факторы:

Прогноз по инфляции на 2025 г. повышен до 7,0–8,0%. Пересмотр прогноза обусловлен тем, что инфляционное давление в конце 2024 – начале 2025 г. оказалось более высоким, чем ожидалось, под влиянием сохраняющегося существенного отклонения экономики от траектории сбалансированного роста.
Прогноз темпа роста физического объема экспорта на 2025 г. понижен на 1 п.п., до (-0,5)–1,5%, что связано с усилением санкционных ограничений на отдельных товарных рынка. При этом на цене российского экспорта будут сказываться умеренные темпы роста мировой экономики, которые будут сдерживать цены на товарно-сырьевых рынках в целом.

Экспортные цены на нефть в последние месяцы находятся под давлением из‑за новых ограничений в отношении нефтяного сектора России. По мере постепенного увеличения квот на добычу стран-участниц ОПЕК+ цены на нефть будут снижаться. В 2025 г. ЦБ прогнозирует среднюю цену для целей налогообложения на уровне $65 за баррель. Это повышает ряд рисков для российской экономики, среди которых девальвационный, бюджетный и другие, что может повлиять более плавную траекторию снижения ключевой ставки.


Прогноз динамики импорта предполагает постепенное восстановление физического объема импорта в 2025–2026 гг., но более низкими темпами, чем ожидалось ранее, в том числе из‑за дополнительного влияния со стороны внешних ограничений в текущем году и некоторого пересмотра динамики внутреннего спроса в следующем году. Это также повышает девальвационные и в конечном счете проинфляционные риски.
Динамика внутреннего спроса продолжает значительно опережать возможности расширения производства товаров и услуг. С учетом этого для выхода экономики на траекторию сбалансированного роста требуется продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий.

С другой стороны, в пользу более быстрого смягчения ДКП говорят такие значимые комментарии Банка России, как:

Происходит более выраженное замедление кредитной активности, в особенности в розничном сегменте, под влиянием как более высокой траектории ключевой ставки, чем в октябрьском прогнозе, так и автономных от ДКП факторов. Среди них — нормализация банковского регулирования в части отмены введенных ранее послаблений, ужесточение макропруденциальной политики и повышение требований банков к заемщикам.
По итогам 2025 и 2026 гг. рост денежной массы в национальном определении (М2) составит 5–10%. Для сравнения, за январь рост денежной массы М2 составил 19,5% год к году. Замедление роста денежной массы — дезинфляционный фактор.
Прогнозный диапазон темпов прироста реального ВВП в 2025 г. повышен на 0,5 п.п., до 1,0–2,0%, в основном за счет ожидаемого более плавного замедления потребительской активности.

В итоге

В базовом сценарии траектория ключевой ставки на 2025–2026 гг. повышена. Это связано с реакцией ДКП на устойчивое инфляционное давление из‑за сохраняющегося отклонения экономики от траектории сбалансированного роста. По прогнозу Банка России, в текущем году средний уровень ключевой ставки будет находиться в диапазоне 19,0–22,0% годовых.

Более того, по данным опубликованного резюме, на последнем заседании обсуждалось два варианта: сохранение ключевой ставки и ее повышение до 22%. Это можно рассматривать как признак низкой вероятности понижения ставки на ближайших заседаниях.

«В целях расчета базового сценария принимается предпосылка о неизменности геополитических условий для российской экономики до конца прогнозного горизонта», — отмечается в документе. Таким образом, предполагается, что все действующие внешние ограничения на российский экспорт, импорт, инвестиционное и технологическое сотрудничество на среднесрочном горизонте сохранятся.