5 марта 2025 finversia.ru
Сумма соглашения оценивается в $22,8 млрд, из которых $19 млрд получит CK Hutchison — гонконгский конгломерат, контролируемый миллиардером Ли Кашином. Компания продала 80% своего портового подразделения Hutchison Ports, включая активы в 23 странах. Новости о сделке вызвали рост акций CK Hutchison на 20%. Аналитики Citigroup и UBS назвали продажу «значительным повышением стоимости», отметив, что вырученные средства могут полностью освободить конгломерат от долгов.
Дональд Трамп, выступая перед Конгрессом, представил сделку как шаг по «возвращению» влияния США в стратегически важном регионе. Он неоднократно заявлял о «китайском влиянии» на канал, намекая на гонконгскую прописку CK Hutchison. Однако президент Панамы Хосе Рауль Мулино ответил резко: «Канал панамский и останется панамским». Он подчеркнул, что в недавних переговорах с госсекретарем США Марко Рубио тема «возвращения» даже не поднималась.
Исторически контроль над каналом остается болезненной темой. США управляли им до 1999 года, когда в силу вступили договоры 1977 года о передаче суверенитета Панаме. Протесты 1964 года, в ходе которых погибли десятки панамцев, до сих пор вспоминаются как символ борьбы за независимость.
Руководство CK Hutchison настаивает, что сделка носит исключительно коммерческий характер. «Это результат быстрого и конкурентного процесса», — заявил соуправляющий директор Фрэнк Сикст. Компания, стремящаяся сократить присутствие в регионах с геополитическими рисками, уже давно диверсифицирует активы: лишь 12% выручки приходится на Гонконг и Китай, тогда как остальная часть бизнеса сосредоточена в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Канаде.
Аналитики JPMorgan назвали продажу «неожиданной», учитывая, что большинство портов конгломерата не связаны с зонами американо-китайских противоречий. Возможно, CK Hutchison воспользовалась «выгодной ценой», следуя принципу Ли Кашина: «Любая сделка возможна, если предложение правильное». Продажа панамских активов означает значительное изменение стратегии компании: порты, ранее приносившие 15% её доходов до выплаты налогов и амортизации, теперь обеспечат лишь 1%. В то же время вклад инфраструктурного сегмента в прибыль увеличится с 28% до 33%.
Панамский канал остается критически важным для мировой торговли: в 2024 году через него прошло 12 000 судов, связывающих 170 стран. Более 75% судов, проходящих через канал, либо направляются в США, либо отправляются из него, что подчёркивает его ключевую роль для американской экономики. Однако юридические риски сохраняются: Верховный суд Панамы до сих пор не утвердил контракт CK Hutchison на управление портами, который местная прокуратура сочла «неконституционным».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
