Низкие цены на нефть создают опасения для российской экономики. Бюджет страны на 2025 год рассчитывался из цены Urals в $69,7 за баррель при средней стоимости доллара 96,5 рубля. Однако в феврале основной российский экспортный сорт стоил чуть менее $62 за баррель, а рубль укреплялся ниже 90 за доллар, что уже повлияло на нефтегазовые доходы.
Как российская экономика справится с низкими ценами на нефть? Удастся ли властям не допустить бюджетных проблем? Вернутся ли цены на «черное золото» к росту? Finam.ru подготовил обзор.

Нефть трясет – в чем причины?
5 марта стоимость эталонного сорта нефти Brent падала до отметки $68,33 за баррель. Последний раз такой уровень наблюдался в декабре 2021 года, когда мировая экономика еще испытывала сложности с восстановлением в связи с пандемией COVID-19.
С точки зрения фундаментальных факторов, сейчас давление на нефтяные котировки оказывают тарифная политика администрации президента США Дональда Трампа, опасения по поводу темпов роста экономики Китая и планы ОПЕК+ по возобновлению части добычи, считает эксперт по фондовому рынку в БКС Людмила Рокотянская.
Так, 4 марта Трамп ввел пошлины на товары из Мексики и Канады, в том числе и на нефть. «Черное золото» из Канады в США обложили 10% пошлинами, а мексиканскую – 25% налогом. Однако несколькими днями позже американский президент отсрочил до 2 апреля пошлины для товаров из Мексики и Канады, подпадающие под действие соглашения USMCA.
Страны-участницы ОПЕК+, ранее придерживающиеся добровольных сокращениях добычи нефти, начнут постепенное ее увеличение с апреля. Члены соглашения приступят к постепенному возврату сокращенных добровольно объемов добычи в размере 2,2 млн баррелей в сутки. В ОПЕК+ заявили, что постепенное увеличение может быть приостановлено или отменено в зависимости от рыночных условий. «Это позволит альянсу продолжать поддерживать стабильность нефтяных рынков», – говорится в сообщении ОПЕК+
Еще одним признаком усиления «медвежьих» настроений стали данные Комиссии по торговле товарными фьючерсами США, пишет Bloomberg. Так, хедж-фонды сократили длинные позиции по сорту WTI на 2 266 лотов до 172 576, что близко к минимумам, не наблюдавшимся с 2010 года. Ставки только на рост Brent снизились на 41 583 лота, что, согласно данным ICE Futures Europe, стало крупнейшим снижением с июля 2024 года.
Дальнейшие перспективы нефти
10 марта стоимость Brent торгуется около отметки $70 за баррель, но остается примерно на 15% ниже от пикового значения середины января.
Глобальная картина в нефти остается нисходящей, считает Рокотянская. «При этом усиление «медвежьих» настроений, заметное в заголовках СМИ, может стимулировать накопление шортовой массы и хороший локальный отскок», – добавила она.
«Часовая картина указывает на то, что котировки в пятницу (7 марта - прим. Finam.ru) не смогли преодолеть локальное нисходящее сопротивление. Однако цена протестировала на прочность уровень $69,8, после чего развернулась наверх. Для более уверенного отскока надо пробивать сопротивление на $70,6, далее – $71,3. Это откроет дорогу к уровню $73,75-74», – подытожила эксперт.
Аналитик «Финама» Николай Дудченко так же обращает внимание, что ситуация для «быков» довольно сильно осложнилась, «поэтому для возвращения цены на трек роста необходимо не просто возвращение выше $71,2 за баррель, но и пробой кластера $72-72,2 за баррель».
«Приблизительно на этом же уровне располагается также уровень коррекции Фибоначчи 23,6%, если строить сетку от максимума 15 января до минимума 5 марта», – пояснил он.

Пессимистические настроения в отношении китайской экономики также затрудняют ценам на нефть перейти к стабильному росту, указывает Bloomberg. Национальное бюро статистики КНР сообщило, что потребительская инфляция в стране впервые за 13 месяцев опустилась ниже нуля.
В ближайшие дни Китай может быть объявить о дополнительных мерах стимулирования экономики. «Если этого не произойдет, цены на нефть рискуют уйти в сторону $69 за баррель», – допустил аналитик банка «Санкт-Петербург» Виктор Григорьев.
Влияние низких цен на нефть на бюджет России
Продажа нефти является основным источником поступления доходов в российский бюджет. Финансовые власти заложили нефтегазовые доходы (НГД) на 2025 год, которые составляют около трети поступлений в федеральную казну, в размере 10,94 трлн рублей при цене на российскую нефть Urals $69,7 за баррель и среднем курсе рубля – 96,5 за доллар.
Низкие цены на сырье в феврале – $61,69 за баррель Urals против $67,66 в январе – уже сказались на нефтегазовых доходах России. Так, в прошлом месяце они упали на 2,2% относительно января и на 18,4% по сравнению с февралем прошлого года, составив 771,3 млрд рублей.
Складывается уникальная ситуация для бюджета России, когда нефть сильно дешевле прогноза, а рубль сильно крепче, обращает внимание экономист Евгений Суворов. Он не исключает, что нефтегазовые доходы бюджета могут сильно просесть и в дальнейшем.
«В марте Минфин все еще ожидает допдоходы, но со 2 квартала ситуация ухудшится. Критической для России мы считаем цену нефти ниже $50, в этом случае Минфину точно нужно будет проводить секвестр (сокращение - прим. Finam.ru) бюджетных расходов с 2026 года. Как это сделать при продолжающихся военных действиях, непонятно», – написал Суворов.
Однако президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов считает снижение нефтегазовых доходов на 2,2% в месячном выражении несущественным ущербом для бюджета России. Он отмечает, что возможности монетарных ведомств по доходу из других сфер смогут временно перекрыть недостающие НГД.
«Вдобавок Россия имеет значительный резерв в виде ФНБ, который может быть использован для покрытия дефицита бюджета. Механизм выпуска облигационных займов для внутреннего рынка тоже может быть использован более широко и помочь покрыть дефицит», – пояснил эксперт. Фофанов ожидает, что в среднем в 2025 году баррель Brent будет стоить около $77, а баррель Urals превысит целевое значение, заложенное в бюджетную модель на этот год.
При этом траектория расходов бюджета вряд ли уложится в заложенные в бюджет цифры, предполагающие рост всего на 3% к уровню 2024 года, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Она обращает внимание, что в январе расходы бюджета выросли более чем на 73% (г/г), а дефицит бюджета достиг 1,7 трлн рублей или 0,8% ожидаемого ВВП на 2025, что больше годового плана в 1,17 трлн рублей или 0,5% ВВП.
Она подчеркивает, что для Минфина важно, чтобы цена нефти по году была не ниже $60 за баррель. «То, что выше базового уровня, то есть дополнительные нефтегазовые доходы, должны направляться на пополнение ФНБ в будущем году, который должен использоваться для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов в периоды низких цен на нефть – ниже $60 за баррель», – пояснила эксперт.
По ее оценкам, если средняя цена на нефть Urals в этом году будет ближе к $60 за баррель, то дополнительных НГД по итогам этого года для пополнения ФНБ в 2026 году может не быть, или они могут оказаться ниже плана.
Если средняя цена Urals в этом году сложится ниже цены отсечки, то выпадающие НГД должны финансироваться за счет продажи активов из ликвидной части ФНБ. «Здесь важно, как сильно упадут цены и как долго они будут удерживаться на низком уровне. Например, при цене от $50 за баррель в течение года ликвидной части ФНБ должно хватить», – заявила Беленькая.
«Если же средняя цена Urals окажется выше $60 за баррель, но недобор НГД произойдет из-за более крепкого курса рубля, то этот дефицит должен покрываться не за счет продажи валютных активов ФНБ, а из расходования ранее накопленных бюджетных резервов или увеличения заимствований», – заключила Беленькая.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
