19 февраля 2010 Российская газета
Объем биржевых торгов топливом в 2009 году вырос в три раза. Повлияет ли это на установление справедливых, рыночных цен на бензин и дизельное топливо?
На прошлой неделе в Омске состоялось совещание по развитию энергетики, на котором глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что в 2009 году объем биржевых торгов увеличился в три раза и достиг в целом по стране примерно двух процентов от всего продаваемого на внутреннем рынке топлива.
"Роснефть" в этих продажах занимает 69 процентов, 13 процентов - ТНК-ВР, "Газпром нефть" - 3 процента, 6 процентов занимает "ЛУКОЙЛ", то есть движение есть, но оно явно недостаточное", - сказал он. В то же время руководители нефтяных компаний утверждают, что именно в биржевой торговле видят формирование по-настоящему рыночной цены на нефтепродукты.
"Нефтяные компании поднимали вопрос о том, что они не вполне понимают, что такое монопольно высокая цена, - доложил Игорь Артемьев. - Биржевые торги на внутреннем рынке решат проблему налогов, прозрачности, открытости. Перестанет осуществляться холостой пробег: когда компании, находящиеся в опте, далеко от своей розницы, не могут купить у других компаний топливо и везут через всю страну, гоняют вагоны с бензином на свою розницу, находящуюся за тысячи километров, что, конечно, делает неэффективными все эти продажи и загоняется в цену потребителям".
О необходимости серьезно развивать биржевую торговлю говорят и в ТНК-ВР. "Единственный вариант получить понимание о справедливой цене, которая складывается на рынке, - это биржевые торги, - говорит в одном из интервью исполнительный директор компании Герман Хан. - Мы и пять, и шесть лет назад выступали за создание биржевых механизмов. Но наши инициативы не воспринимались, не было интереса ни со стороны коллег-нефтяников, ни со стороны государства. Однако кризис подталкивает развитие многих застоявшихся процессов. Вот и биржевая торговля начала развиваться, и мы в ней активно участвуем, ведь это единственный способ рыночного регулирования. Государство, конечно, сразу задало ориентиры - пусть 15 или 30 процентов нефтепродуктов продается через биржу. Нам кажется, что надо стремиться не к этому, а к тому, чтобы продавать через нее максимальное количество продукции".
По мнению нефтяников, необходимо создавать экономические стимулы для развития биржевой торговли нефтепродуктами, прежде всего переводить все госзакупки на биржу. И тогда возникнет уникальная для России ситуация: поставщики и потребители встретятся на одной площадке и создадут тот индикатор, который будет соответствовать нормальной коммерческой деятельности.
В результате, как говорит Герман Хан, будет достигнута цель - более плавное изменение цен на топливо, чтобы их рост не приводил к социальным проблемам и потребители чувствовали себя комфортнее: "Биржа как раз позволяет эту плавность обеспечить, потому что можно, к примеру, купить нефтепродукт с поставкой через полгода, сделать свою хозяйственную деятельность более рациональной".
Иван Максимов
http://www.rg.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
На прошлой неделе в Омске состоялось совещание по развитию энергетики, на котором глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что в 2009 году объем биржевых торгов увеличился в три раза и достиг в целом по стране примерно двух процентов от всего продаваемого на внутреннем рынке топлива.
"Роснефть" в этих продажах занимает 69 процентов, 13 процентов - ТНК-ВР, "Газпром нефть" - 3 процента, 6 процентов занимает "ЛУКОЙЛ", то есть движение есть, но оно явно недостаточное", - сказал он. В то же время руководители нефтяных компаний утверждают, что именно в биржевой торговле видят формирование по-настоящему рыночной цены на нефтепродукты.
"Нефтяные компании поднимали вопрос о том, что они не вполне понимают, что такое монопольно высокая цена, - доложил Игорь Артемьев. - Биржевые торги на внутреннем рынке решат проблему налогов, прозрачности, открытости. Перестанет осуществляться холостой пробег: когда компании, находящиеся в опте, далеко от своей розницы, не могут купить у других компаний топливо и везут через всю страну, гоняют вагоны с бензином на свою розницу, находящуюся за тысячи километров, что, конечно, делает неэффективными все эти продажи и загоняется в цену потребителям".
О необходимости серьезно развивать биржевую торговлю говорят и в ТНК-ВР. "Единственный вариант получить понимание о справедливой цене, которая складывается на рынке, - это биржевые торги, - говорит в одном из интервью исполнительный директор компании Герман Хан. - Мы и пять, и шесть лет назад выступали за создание биржевых механизмов. Но наши инициативы не воспринимались, не было интереса ни со стороны коллег-нефтяников, ни со стороны государства. Однако кризис подталкивает развитие многих застоявшихся процессов. Вот и биржевая торговля начала развиваться, и мы в ней активно участвуем, ведь это единственный способ рыночного регулирования. Государство, конечно, сразу задало ориентиры - пусть 15 или 30 процентов нефтепродуктов продается через биржу. Нам кажется, что надо стремиться не к этому, а к тому, чтобы продавать через нее максимальное количество продукции".
По мнению нефтяников, необходимо создавать экономические стимулы для развития биржевой торговли нефтепродуктами, прежде всего переводить все госзакупки на биржу. И тогда возникнет уникальная для России ситуация: поставщики и потребители встретятся на одной площадке и создадут тот индикатор, который будет соответствовать нормальной коммерческой деятельности.
В результате, как говорит Герман Хан, будет достигнута цель - более плавное изменение цен на топливо, чтобы их рост не приводил к социальным проблемам и потребители чувствовали себя комфортнее: "Биржа как раз позволяет эту плавность обеспечить, потому что можно, к примеру, купить нефтепродукт с поставкой через полгода, сделать свою хозяйственную деятельность более рациональной".
Иван Максимов
http://www.rg.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу