Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Если бы Мировой океан был страной. Как живет «пятая экономика» мира » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Если бы Мировой океан был страной. Как живет «пятая экономика» мира

8 апреля 2025 Финам Братерский Александр
Индустрия Мирового океана, которая включает в себя торговлю морепродуктами, морскую торговлю, морские порты, а также поставки нефти и газа, оказалась сильно затронута конфликтом на Украине, отмечается в недавно опубликованном докладе Организации

На индустрию Мирового океана также оказывают влияние энергопереход и изменение климата, которые в будущем окажут влияние на его экономику и, в случае отсутствия инвестиций, общая экономическая активность в этой сфере снизится. Как и другие государства мира, Россия заинтересована в добыче полезных ископаемых в Мировом океане, но планам мешают устаревший научный флот и низкие темпы развития Северного морского пути. Об этой проблеме недавно говорил президент России Владимир Путин.

«Учитывая масштабы сбоев, международные стратегии производства и поставок пересматриваются. Шаги по укреплению самодостаточности становятся все более очевидными среди некоторых основных игроков в ключевых областях экономики океана», - говорится в докладе ОЭСР.

По данным авторов доклада, сегодня, когда многие важные минералы и материалы находятся в зависимости от небольшого числа государств-переработчиков, подобная «географическая концентрация источников необходимого сырья подвергает поставки риску сбоев».

Принимая во внимание ситуацию, говорится в докладе, основные игроки экономики Мирового океана, в особенности на Ближнем Востоке, пытаются ускорить свои планы по экономической диверсификации. В докладе как пример приводятся такие инициативы, как «Видение Саудовской Аравии 2030» и «Энергетическая стратегия ОАЭ 2050». Они направлены на расширение инвестиций в возобновляемые источники энергии. «Кроме того, правительства и компании все больше инвестируют в технологии сокращения выбросов, такие как улавливание и хранение углерода, несмотря на сохраняющуюся неопределенность относительно их долгосрочных экологических последствий», - говорится в докладе.

Эксперты прогнозируют увеличение морской торговли в связи с более высоким ростом потребления продовольствия и спроса на инфраструктуру, что действует как рычаг для морской торговли. «Однако может произойти значительное снижение доли торговли, осуществляемой танкерами для сырой нефти и нефтепродуктов, при значительном увеличении доли газовозов. В то же время, сочетание нормативного давления на уровни выбросов и, возможно, более высоких цен на ископаемое топливо, а также адаптации портов может привести к тому, что перевозчики активизируют поиск альтернативных видов топлива и энергии (т. е. биотоплива, СПГ, электричества и гибридных двигателей, аммиака, водорода, топливных элементов, ветроэнергетики), которые могут привести к значительному сокращению выбросов».

На экономический рост Мирового океана оказывает влияние и энергетический переход, который сегодня осуществляют ведущие страны мира. Авторы доклада подчеркивают, что в случае ускоренного перехода к низкоуглеродной энергетике экономика океана будет расти и к 2050 году увеличится в 2,5 раза по сравнению с 1995 годом. В то же время доля шельфовой нефти и газа сократится. «Заторможенный сценарий перехода может привести к снижению общей экономической активности океана по сравнению с уровнем, достигнутым в 2020 году, в основном из-за сочетания отсутствия инвестиций в производительность и усиления негативных последствий изменения климата для многих частей экономики океана», - говорится в докладе.

По данным авторов доклада, глобальная экономика Мирового океана удвоилась в реальном выражении за 25 лет с $1,3 трлн в 1995 году до $2,6 трлн в 2020 году, увеличиваясь в среднем на 2,8% в год. Уровень занятости в экономике Мирового океана оставался относительно стабильным, достигнув пика в 151 миллион эквивалентов полной занятости (ЭПЗ) в 2006 году. Затем он снизился до 101 миллиона в 2020 году из-за COVID-19, с тех пор наблюдается восстановление.

Авторы напоминают, что если смотреть на экономику Мирового океана как на страну, то в 2019-м году она стала бы пятой по объёму экономикой мира. С 1995 по 2020 год она вносила от 3 до 4% мировой валовой добавленной стоимости (ВДС) и обеспечивала занятость до 133 миллионов эквивалентов полной занятости (ЭПЗ).

Главные драйверы роста экономики Мирового океана в период с 1995 по 2020 год пришлись на государства Азиатско-Тихоокеанского региона. По данным доклада, на Восточную Азию пришлось 5% расширения мировой экономики океана, в то время как более медленный рост происходил в государствах Европы и Северной Америки. В свою очередь, КНР, США, Япония, Норвегия и Великобритания обладали крупнейшими экономиками океана, если считать в абсолютном выражении.

У Москвы большие планы, но устаревший научный флот
Россия также видит возможности в увеличении своей доли в экономике Мирового океана. Стоит отметить, что в этом году исполняется 30 лет со дня начала разработки федеральной целевой программы «Мировой океан», порученной правительству первым президентом России Борисом Ельциным. В 2014 году президентом Владимиром Путиным была утверждена новая редакция Морской доктрины Российской Федерации.

Спустя четыре года экономика Мирового океана впервые оказалась на повестке Петербургского международного экономического форума. «Перспектива открытия крупных месторождений твердых полезных ископаемых на суше существенно уменьшается, и вполне ожидаемо, что поиск таких объектов будет смещен в Мировой океан, что требует новых знаний об их геологии и соответствующих технологических решениях. Россия сегодня является одним из лидеров данного процесса, и очень важно сохранить эти позиции в будущем», - отмечал в то время генеральный директор АО «Росгеология» Роман Панов.

В настоящее время в числе проектов Москвы в Мировом океане - добыча железомарганцевых руд. Как ранее писал «Интерфакс», у России сегодня три контракта на работы на дне Мирового океана. Поисковые работы проводятся в Международном районе морского дна Мирового океана, согласно обязательствам РФ по контрактам с Международным органом по морскому дну (МОМД).

При этом России, как и другим странам в Мировом океане, предстоит действовать осторожно. В 2023 году более сотни государств мира, включая Россию, согласились на то, что 30% Мирового океана станут к 2030 году охраняемой территорией. Это означает ограничение для промыслов, судоходства и геологоразведочных работ в охраняемых зонах.

Для исследования и проведения изыскательских научных работ в Мировом океане, России нужны научные суда. В то же время, как недавно сообщил помощник президента по вопросам кораблестроения Николай Патрушев, за последние 30 лет научно-исследовательский флот России серьезно устарел. Средний возраст судов около 34 лет и большинство из них изношено на 80%. Сложившаяся ситуация, по словам Патрушева, «является угрозой в сфере морской деятельности и грозит потерей лидерства в сфере арктических исследований».

Научное сообщество давно било тревогу, говоря о ситуации в научном флоте. «На фоне бюджета государства это невидимые вещи, абсолютно. А за этим стоит Мировой океан и Арктика», - рассказывал автору статьи академик, био-океанолог Михаил Флинт.

Исследования Арктики, которая имеет прямой выход в Мировой океан, стали в последние годы важной внешнеполитической задачей для российских властей. При этом недавно президент России выразил открытое недовольство темпами освоения Арктики и, в частности, развития Северного морского пути. «Договорились отработать все организационные моменты. К сожалению, решения на этот счёт до сих пор не приняты, а модель не составлена!», - заявлял Путин.