
Буря на нефтяном рынке не стихает. Неопределенность остается на высоком уровне, опасения вызывают ожидаемое падение спроса на сырье ввиду торговых войн, а также решение ОПЕК+ увеличить объемы добычи с мая. С начала месяца стоимость нефти марки Brent упала почти на 13% и существуют риски дальнейшего обвала.
Может ли цена уйти ниже $60 или вовсе ниже $40 за баррель? Какие еще факторы могут оказывать в дальнейшем свое влияние на динамику нефти? Что ждет Urals? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.
Кризис в отрасли
Беспокойство по поводу падения мирового спроса на нефть выражают сейчас не только эксперты, но и сам ОПЕК, который призван соблюдать интересы нефтедобывающих стран. Введенные президентом США пошлины вновь заставили задуматься о возможной рецессии. И если раньше многие опасения звучали в адрес США, теперь аналитики говорят о рецессии всей мировой экономики.
В своем последнем ежемесячном отчете ОПЕК снизил прогноз по темпам роста спроса на нефть в 2025 году на 150 тыс. баррелей в сутки, до 105,05 млн баррелей в день, тогда как в 2026 году – также на 150 тыс. баррелей, до 106,33 млн баррелей в сутки. При этом согласно новому плану, квота России в мае составит 9,083 млн б/с, а Саудовской Аравии - 9,2 млн б/с. В то же время МЭА на четверть пересмотрело свои прогнозы роста спроса на нефть, до минимальных объемов с пандемии. Согласно обновленному прогнозу агентства, спрос составит в 2025 году 726 тыс. баррелей в сутки. При этом в 2026 году МЭА предсказывает дальнейшее замедление роста глобального спроса - до 690 тыс. баррелей в день.
Нефтяные кризисы уже случались и неоднократно. Самый масштабный за всю историю энергетический кризис начался в октябре 1973 года, когда арабские страны перекрыли поставки нефти США и ряду их союзников, поддержавших Израиль в войне с Египтом и Сирией. Но тогда нефть, напротив, взлетала в моменте с $3 до $13 за баррель, а к началу 1980 года достигла $35 за баррель. Такая динамика стала результатом сразу нескольких «шоков» того периода: арабское нефтяное эмбарго, иранская революция и ирано-иракский конфликт.
Очередной серьезный коллапс произошел в 80-е годы. Избыток предложения, выражавшийся в падении цен, начался в начале 1980-х годов ввиду снижения экономической активности в западных странах и распространения энергосберегающих технологий. Затем мировая добыча нефти снизилась ввиду уменьшения объемов странами ОПЕК. Позднее, а именно в 1985 году, Саудовская Аравия попыталась увеличить добычу нефти, что вызвало очередное падение цен и недовольство в ОПЕК. К 1986 году нефть опустилась в цене до $10 за баррель и ниже. Особенно сильно тогда пострадал Советский Союз, где возник тяжелый экономический кризис, который впоследствии привел к политическому коллапсу.
Где дно?
Уровень неопределенности на рынке нефти остается на высоком уровне, заявляет аналитик Freedom Finance Global Сергей Пигарев. «Давление на цены оказывают рост добычи со стороны ОПЕК+ и ожидания снижения спроса на нефтепродукты из-за сокращения объемов международной торговли вследствие введения импортных пошлин со стороны США. Напомним, что страны ОПЕК+ приняли решение увеличить квоты на добычу нефти в мае на 411 тысяч баррелей в сутки, что в три раза превышает ранее согласованное увеличение. В апреле квоты вырастут на 138 тысяч баррелей в сутки», - подчеркивает он. При этом, по мнению эксперта, до конца весны сезонность будет играть на руку «медведям», поэтому не исключается повторный уход цены нефти марки WTI ниже отметки в $60 за баррель до начала автомобильного сезона в США.
Между тем Людмила Рокотянская, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций», отмечает, что глобальная техническая картина во фьючерсах на нефть марки Brent указывает на в целом нисходящую динамику, и ни одного восходящего тренда нет. «Ближние контракты находятся в «бычьей» бэквордационной структуре, дальние, наоборот, выстроились в контанго. Динамика прошлых двух недель сопровождалась повышенными объемами, что может сигнализировать об окончании падения и активизации покупателей в районе $60 за баррель. На 4-часовом графике просматривается блок консолидации $63–66 за баррель. Однако котировки не демонстрируют явного стремления к развитию отскока. С учетом глобально нисходящей динамики сохраняется риск спуска ниже указанного блока», - заявляет Рокотянская.

По словам инвестиционного стратега «АЛОР БРОКЕР» Павла Веревкина, цены на нефть, в частности на эталонную марку Brent, испытывают значительное давление из-за ряда негативных факторов. Во-первых, ОПЕК+ существенно наращивает добычу — на 411 тыс. баррелей в сутки, что втрое превышает первоначальный план. Во-вторых, спрос на нефть снижается, особенно в Китае, на фоне опасений замедления мировой экономики, вызванного торговыми войнами. В результате крупнейшие инвестиционные банки и аналитические агентства пересматривают прогнозы средней цены на нефть в 2025 году в сторону понижения.
При этом сам эксперт считает, что планы ОПЕК+ по увеличению добычи и риски экономического спада повышают вероятность падения цен на Brent ниже $60 за баррель в ближайшие 1–2 квартала. «Техническая картина подтверждает этот сценарий: после пробоя и закрепления ниже ключевого уровня $70 в последние недели рынок демонстрирует устойчивую «медвежью» динамику. Опережающие экономические индикаторы еще осенью 2024 года сигнализировали о проблемах в экономике США, что сформировало наш пессимистичный взгляд на нефть в 2025 году. Торговые войны, на наш взгляд, стали лишь катализатором обвала на глобальных рынках», - отмечает Веревкин.
Отвечая на вопрос Finam.ru о том, существует ли вероятность падения стоимости ниже $40 за баррель, эксперт «АЛОР БРОКЕР» заметил, что она существует, однако является экстремальным сценарием, предполагающим полноценный мировой экономический кризис, отсутствие корректирующих мер со стороны ОПЕК+ и запаздывание ФРС со снижением ключевой ставки из-за риска нового инфляционного всплеска.
Одним из главных рисков для нефти, как заявляет аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко, является полный развал сделки ОПЕК+. В этом случае, по его мнению, цена на нефть действительно может достаточно быстро опуститься ниже за счет наращивания темпов производства. Еще одним возможным риском для цены, по словам эксперта, является, например, снятие санкций с Ирана, в случае если странам удастся договориться по ядерной сделке. Однако тут возможно вмешательство ОПЕК+, если сделка будет продолжать действовать.
Дудченко также заметил, что в последней стратегии «Финама» предусматривалось, что средняя цена на нефть марки Brent сложится в диапазоне $74-75/барр., тогда как сейчас увеличивается вероятность того, что средняя цена Brent не превысит отметки $70/барр.. Причинами этого являются не только тарифные войны, которые добавили на рынок неуверенности относительно темпов роста мировой экономики, но и действия ОПЕК+. «Напомним, что картель в настоящее время увеличивает объемы добычи нефти. Рынок, кстати, при этом продолжает игнорировать тот факт, что реальные объемы увеличения добычи будут меньше, так как страны, входящие в организацию, представили свои планы по компенсации перепроизводства. Между тем есть факторы, которые могут сказаться на динамике цены положительно. Во-первых, это сокращение объемов производства. Wood Mackenzie посчитал, что при цене WTI ниже $50/барр. сокращение континентальной добычи может произойти уже в текущем году. S&P оценивает такое сокращение примерно в 1 млн б/c. Во-вторых, «на столе» все еще находится геополитический фактор. Несмотря на то, что новостей с Ближнего Востока сейчас поступает не очень много (произошла рутинизация конфликта), вероятность ударов по Ирану и вовлечения республики в прямой вооруженный конфликт, на наш взгляд, пока высока, а это может вернуть геополитическую премию в цену», - прокомментировал эксперт.
Перспективы для роста цены видит и президент инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов, заявляя, что текущее снижение цены нефти лишь дает шанс фондам закупиться пониже: уровень международной напряженности позволяет предположить, что в любой момент могут вспыхнуть с новой силой старые конфликты, и цена нефти отреагирует на это живо. Более живо, чем на туманную перспективу замедления мирового экономического роста в результате тарифных войн. «Оно, это замедление, еще под большим вопросом, еще не ясен потенциал экономик Китая и Индии и возможных экономических союзов в Азии в противовес США. Гайана и Бразилия увеличили экспорт нефти, это создает дополнительное давление на ОПЕК+ и на цены, но пока рынок поглощает этот избыток. Полагаю, что цена барреля Brent уже нащупала нижнюю границу коридора — $59 на прошлой неделе, а верхней границей останется отметка $80 за баррель», - считает Фофанов.
Причин для снижения стоимости нефти на данный момент не видит также управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова. Она подчеркивает, что снижение цены ниже отметки 60 долл./барр. по Brent на прошлой неделе выглядит разовым, что было связано с неожиданно резкой ответной реакцией со стороны Китая на введение новых торговых пошлин на товары из США. «По факту, для экономики и США, и Китая торговые пошлины не несут сейчас масштабной угрозы. Максимально, что может произойти - замедление темпов экономического роста обеих стран на 1-1,2 п.п. Ожидания по наращиванию добычи нефти странами ОПЕК+ уже заложены в текущие котировки. Диапазон 60-65 долл./барр. по Brent сейчас выглядит оправданным», - полагает она.
Перспективы Urals
Геннадий Фофанов отмечает, что цена Urals традиционно торгуется с дисконтом к Brent ($10–15 в 2023–2024), поэтому в ближайшие месяцы, базовый сценарий – это диапазон в пределах $49–70 за баррель.
Между тем Николай Дудченко заявляет, что в последней версии стратегии аналитиков «Финама» средняя стоимость Urals прогнозировалась в диапазоне $58,5-62/барр., однако сейчас оценка требует пересмотра. Эксперт не исключает теперь вероятности того, что средняя цена вряд ли будет выше $60/барр. (напомним, что в бюджет заложена цифра $69,7/барр.).
Екатерина Крылова при этом подчеркивает, что ввиду того, что Urals ориентирована на Brent как на бенчмарк, то динамика схожа, и не видит причины для снижения цен ниже отметки 55-60 долл./барр.
При этом правительство России, похоже, пока не сильно обеспокоено текущей ситуацией на рынке нефти. В частности, Минфин России сообщил сегодня, что не намерен вносить изменения в налоговое законодательство в ответ на снижение мировых цен на нефть. «Мы переживали худшие ситуации», - приводят «РИА Новости» слова Алексея Сазанова, заместителя министра финансов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
