Длинные пасхальные выходные стали лишь кратковременной отдушиной для глобальных инвесторов. В понедельник дополнительной причиной для волнений и даже панических настроений инвесторов стал новый виток противостояния президента США Дональда Трампа и главы Федрезерва Джерома Пауэлла. Индекс S&P-500 после достигнутого два месяца назад исторического максимума на отметке 6150 п. накануне едва-едва удержал уровень 5000 п. Доллар упал до трехлетнего минимума относительно мировых валют, инвесторы распродают даже казалось бы такой «защитный» актив, как казначейские облигации США. Что произошло? Почему испугались мировые инвесторы? Чем опасна сложившаяся ситуация для экономики и рыночных настроений? Finam.ru попытался разобраться в перипетиях и возможных последствиях конфликта двух значимых для мирового рынка персон.
С чего все началось?
Между прочим, именно Дональд Трамп назначил Пауэлла главой ФРС во время своего первого президентского срока. Это случилось 2 ноября 2017 года, а уже 23 января 2018 года его кандидатура была утверждена Сенатом США. По действующим законам США срок полномочий Пауэлла должен продлиться до мая 2026 года. И в СМИ он неоднократно и недвусмысленно говорил, что намерен остаться во главе ФРС до конца срока. Однако с началом своего нового президентства Дональд Трамп уже неоднократно выказывал недовольство в адрес действующего председателя ФРС. Так, еще в конце прошлого года он обвинил Джерома Пауэлла в снижении ставок в преддверии ноябрьских выборов, чтобы помочь победить демократам Джо Байдену и Камале Харрис.
Уже в этом году Дональд Трамп начал масштабную торговую войну против всего мира, что вызвало негативную реакцию не только за пределами США, но и внутри страны. В апреле свою позицию публично выразил обычно тактичный и осторожный Джером Пауэлл, указав на то, что тарифы приведут к росту инфляции, увеличению безработицы и замедлению экономического роста.
Конечно, Дональд Трамп не мог это проигнорировать, и в своей соцсети TruthSocial как всегда гневно, красноречиво, не выбирая выражений, раскритиковал главу ФРС, назвав его неудачником и призвав его уйти в отставку. Президент США заявил, что если ставки ФРС не будут снижены незамедлительно, то экономика США замедлится. Трамп требует превентивных мер, отмечая, что в настоящее время в США почти нет инфляции, а расходы на энергоносители и «большинство других вещей» снижаются.
В свою очередь, Джером Пауэлл заявлял в СМИ, что президент не может отстранить его от должности по закону.
Может ли Трамп уволить Пауэлла? Нет. Пока нет
Как замечает экономист, автор Telegram-канала "Китайская угроза" Никита Митрофанов, регулятор, который занимается денежно-кредитной политикой, является особым, обособленным институтом, который не должен иметь партийных или политических интересов. Это базовый принцип для любого Центрального банка в мире, который позволяет ему оставаться независимым от всех ветвей власти. И, конечно, в США этот принцип соблюдается. «Да, назначение главы ФРС - сложный многоступенчатый процесс, в который вовлечены и Сенат, и президент. Однако в настоящий момент у президента США нет полномочий увольнять руководителей таких формально независимых учреждений, - говорит эксперт. - Причина кроется в решении Верховного Суда США от 1935 года, принятом после того, как Франклин Делано Рузвельт попытался уволить главу Федеральной торговой комиссии Уильяма Хамфри. Тогда суд постановил, что президент может увольнять сотрудников специализированных агентств и ведомств только при наличии веских оснований - например, за невыполнение обязанностей или прогулы. По политическим причинам увольнять руководителей нельзя, хотя сейчас в США нет единого мнения по этому вопросу. Это связано с тем, что через Верховный Суд пытаются провести новый прецедент, который может предоставить президенту подобные полномочия».
Сказанное подтверждает финансист Евгений Коган, автор ТГ-канала bitkogan, подчеркивая, что юридически система независимости ФРС одна из лучших в мире. Решение принимается коллективно избираемыми членами, которых нельзя сменить. «Срок избрания у членов разный. Избирают их как в центре, так и в регионах. Как законодательная власть, так и коммерческие банки. Более того, голосующие члены из регионов еще и ротируются строго по графику. Власть максимально распределена, чтобы никто не смог диктовать свою политическую волю», - рассказывает он.
«Но в конечном итоге решение принимают люди, - продолжает Евгений Коган. - Мы не можем гарантировать, что в случае сложного решения чашу весов не перевесят внутренние политические убеждения. Может, неосознанно, но просто аргументы за снижение будут казаться чуть правильнее».
«Пока большинство представителей ФРС комментируют ситуацию в стиле: "нужно подождать и оценить ситуацию", - развивает мысль экономист Егор Сусин, автор ТГ-канала TruEcon - Но, фактически, Трамп создал ситуацию в которой любое смягчение политики и снижение ставки со стороны ФРС (если конечно это не ситуация когда все рушится) теперь будет восприниматься как действие под давлением, подрывая доверие к ФРС и независимости монетарной политики. Зато Трамп сможет повесить себе погоны "я прогнул ФРС".
Почему же тогда испугались глобальные игроки?
«Возможное увольнение Трампом Пауэлла беспокоит рынки, так как это покушение на независимость ФРС, стремление сделать ее послушной исполнительной власти, что грозит популистскими решениями. К тому же вырастает неопределённость в отношении будущей экономической политики, поэтому рынки снижаются. Рынки всегда не любят неопределённость», - поясняет текущую ситуацию инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
С ним согласен Антон Прокудин, главный макроэкономист УК "Ингосстрах-Инвестиции", который отмечает, что угроза неадекватной ДКП, как это было в Турции несколько лет назад, приводит к бегству инвесторов из американских активов. Если ФРС будет устанавливать низкую ставку, как это было в 1970-х, то это приведёт к раскручиванию инфляции, падению рынка облигаций и падению доллара США. Именно такие исторические ассоциации напрашиваются в текущей ситуации.
Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к.э.н. Олег Абелев говорит о том, что инвесторов пугает тот факт, что президент активно давит на ФРС с требованием снижать ставку. «Президент Трамп готов «отдать» инфляцию в качестве жертвы, поступиться высокой инфляцией. Ему нужен рост на долговом рынке, причем не доходностей, а цен, чтобы стимулировать приток иностранного капитала в федеральные американские казначейские бумаги. А инвесторы боятся того, что это вызовет резкий спрос на защитные активы и это будет снижать спрос на американские акции. Снижение ставки к чему ведет? Будет осуществляться видимо резкий переток из фондов на рынок акций, и там появится много спекулятивного капитала. Этого боятся инвесторы, и именно из-за этого, в том числе, глобально снижается доллар. Любое ожидание снижения ставки будет вести к тому, что доллар будет снижаться к большинству мировых валют. Добавим к этому желание привлечь каким-то образом капитал в государственный долг на фоне роста цен, и картинка вполне понятно складывается», - поясняет эксперт.
По мнению Евгения Когана, если ФРС сдастся, последствия будут катастрофическими - рост инфляции, девальвация доллара, поскольку инвесторы бегут из «политических» валют, и подрыв доверия к финансовой системе США. «Рынки эти перспективы видят, многие инвесторы на этом фоне предпочитают снизить свой риск. Американские инвесторы бегут в защитные активы, прежде всего, в золото».
«Неизвестно, сможет ли Трамп навязать свою политическую волю, но на мой взгляд, это будет пагубным шагом. Центральный банк должен оставаться независимым от политики, партий, взглядов и религий, ориентируясь только на свою основную цель — экономическую стабильность и процветание страны. Если власть получит возможность давить на ЦБ, то получится ситуация, подобная Турции», - резюмирует Никита Митрофанов.
А причем тут Турция?
Опыт Турции получил в экономических СМИ название «Эрдоганомики», потому что президент страны активно влиял на политику регулятора, увольняя несогласных с его точкой зрения руководителей ЦБ. Эрдоган был убежден в том, что низкие ставки приведут к увеличению инвестиций, занятости и экспорта, что в итоге будет способствовать снижению инфляции. Таким образом, за два неполных года ключевая ставка в Турции снизилась с 19% до 8,5%. Однако победить инфляцию не смогли. С 15% в марте 2021 года инфляция ускорилась до 85% в годовом выражении в октябре 2022-го. По итогам мая 2023 года турецкая инфляция в годовом выражении составила 39,59%. Курс лиры за пять лет потерял к доллару почти 80%, а дефицит внешней торговли в августе 2022 года достиг рекорда и составил $11,2 млрд. Завершился амбициозный эксперимент президента Эрдогана в июне 2023 года, когда турецкий ЦБ впервые за два года поднял ключевую ставку — с 8,5 до 15%. В 2024 году ставка выросла и держалась 8 месяцев на уровне 50%. Затем вновь последовал период некоторого снижения. На своем последнем заседании в апреле 2025 года Центробанк Турции повысил ключевую процентную ставку с 42,5% до 46% годовых.
Что делать российскому инвестору в текущей ситуации?
Как отмечает автор ТГ-канала "Ленивый инвестор" Антон Весенний, сейчас мы видим одновременное падение акций, облигаций и доллара. «Это крайне редкая рыночная аномалия. Такое может происходить на развивающихся рынках, но не в Америке. Долго так продолжаться не может, неэффективность рынка рано или поздно должна быть устранена», - уверен он.
По его словам, на панике некоторые участники рынка в России могут подумать, что доллар больше никому не нужен, пора переходить на евро и юань. Но он считает эту логику ошибочной. «Слабое место евро - отсутствие единой бюджетной дисциплины у 20 стран еврозоны. Что бы там ни говорил Макрон о свержении доллара с пьедестала. В юане есть вероятность управляемой девальвации в ответ на тарифы США. И главное: у доллара и трежерей (гособлигаций) нет столь же ликвидных альтернатив. Можно продать госдолг США, но что взамен? Ни одна другая валюта и ни один госдолг не обладают такой ёмкостью, чтобы вместить весь спрос со стороны мировых ЦБ. Дело не в том, хуже они или лучше, это просто технически невозможно», - поясняет Весенний.
Он советует российскому инвестору не пренебрегать валютной диверсификацией, т.е. не делать ставку на что-то одно. «Не спешить с далеко идущими выводами о крахе доллара. Он еще может попадать, в т.ч. и к рублю, но есть предел. Использовать исторически высокие ставки в рублёвых инструментах, пока дают. Девальвация рубля остаётся для меня базовым долгосрочным сценарием, поэтому, например, квазивалютные облигации - не худшая идея».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
