Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Почему Панамский канал — важная мишень в глобальной торговой войне Трампа » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Почему Панамский канал — важная мишень в глобальной торговой войне Трампа

5 мая 2025 CNBC

Панамский канал, который последние годы боролся с экстремальной погодой из-за Эль-Ниньо и сильной засухи, теперь столкнулся с новой угрозой — торговой войной президента Трампа. Этот критически важный маршрут для контейнеров, направляющихся к восточному побережью США, может серьезно пострадать из-за китайских тарифов Трампа и резкого сокращения заказов американскими компаниями

Через Панамский канал ежегодно проходит 40% всех американских контейнерных перевозок и грузы на сумму $270 миллиардов. США и Китай чаще других стран пользуются каналом, значение которого для мировой торговли выросло в последние годы из-за сбоев в глобальных цепочках поставок. Доходы администрации Панамского канала достигли $3,38 млрд в прошлом году, несмотря на засуху, и растут каждый год с 2017 года.

Тарифы Трампа уже бьют по морским перевозкам
Неопределенность из-за торговой войны и 145-процентный тариф на китайские товары уже привели к массовой приостановке импорта из Китая в США. Тарифы начнут действовать для товаров, прибывающих в американские порты 27 мая, учитывая, что морским грузам требуется 4-6 недель, чтобы добраться из Азии в США.

По данным аналитической компании Project44, с момента объявления Трампом так называемых тарифов «Дня освобождения» 2 апреля количество отмененных рейсов из Китая в США выросло на 300%. Порты западного побережья США уже ощутили удар, и вскоре волна докатится до восточного побережья. Судоходные компании сокращают рейсы из-за уменьшения заказов для китайских фабрик: меньше производят товаров — меньше загружают контейнеров.

Для маршрута из Азии на восточное побережье Северной Америки компания Sea-Intelligence зафиксировала сокращение мощностей на 261 822 двадцатифутовых контейнера за последние шесть недель. Это прямо бьет по доходам Панамского канала, который зарабатывает на количестве проходящих судов и контейнеров.

«Поскольку около 75% наших грузов связаны с США, любая рецессия в мире или в Соединенных Штатах неизбежно ударит по Панамскому каналу», — признает Борис Морено, вице-президент по операциям Администрации Панамского канала.

Геополитическая битва за контроль над «чудом света»
Панамский канал, который Американское общество гражданских инженеров включило в «Семь чудес современного мира», в последние годы оказался в центре противостояния между США и Китаем. Трамп неоднократно заявлял, что ключевыми портами канала управляет Китай, и угрожал восстановить американский контроль, обвиняя Панаму в завышении тарифов. Китай и правительство Панамы эти обвинения отрицают. Госсекретарь Марко Рубио и министр обороны Пит Хегсет в последние месяцы посетили Панаму и встретились с местными чиновниками.

«Я думаю, что за последние пять лет Панама постепенно сближалась с Китаем и отдалялась от США», — заявил комиссар Федеральной морской комиссии Луис Сола в интервью CNBC. «Я видел, как Китай и Бразилия забрали контракты на $20 миллиардов. Нам определенно нужно хотя бы участвовать в этой игре».

Рикаурте Васкес, глава Администрации Панамского канала, сообщил CNBC, что они внимательно изучают опасения Трампа, учитывая роль США как крупнейшей экономики мира.

«Все, что говорят в Вашингтоне, отзывается по всему миру», — отметил Васкес. «Мы стараемся сохранять спокойствие и хладнокровие.

Неправда, что нами управляют китайцы. Неправда, что мы применяем разные тарифы. Неправда, что при строительстве канала погибло 38 000 человек. Любое судно может пройти через Панамский канал. Мы открыты для всего мира. Это закреплено в договоре о нейтралитете. Мы обязаны оставаться открытыми», — подчеркнул он.

В марте инвестиционная группа во главе с американской компанией BlackRock объявила о попытке приобрести два порта на концах канала и около 40 других портов у гонконгской компании CK Hutchison. Чем закончится эта сделка, пока неясно.