Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Трудности IPO. Ждать ли новой волны размещений в России? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Трудности IPO. Ждать ли новой волны размещений в России?

15 мая 2025 Финам Аседова Наталия

В последние два года рынок IPO в России столкнулся с рядом трудностей, поскольку высокие процентные ставки ограничивают доступ к капиталу, а инвесторы, в свою очередь, начали в этих условиях отдавать предпочтение таким активам, как депозиты и облигации, которые приносят более стабильный доход. Свою лепту внесли и санкции против России, усложнившие российским эмитентам привлечение средств со стороны зарубежных инвесторов. Если ранее в ходе IPO больше половины от размещения приходилось на покупателей-нерезидентов, то теперь российскому рынку остается рассчитывать на локальных институциональных и частных инвесторов. При этом крупный бизнес стал редко выходить на IPO, и среди новых эмитентов сейчас в основном растущие компании. Так, в 2023–2024 годах выходили на биржу преимущественно компании, чей бизнес начал выигрывать от массового импортозамещения. В частности, это были «Астра», Arenadata, «Диасофт», «Промомед» и «Озон Фармацевтика».

С какими еще трудностями сталкиваются компании в России при выходе на IPO? Как и кого может поддержать государство? Что от этого получат инвесторы? Когда ждать новой волны размещений? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Сложности IPO в России
В России сформировался отложенный спрос на IPO, свидетельствуя о том, что компании готовы выходить на биржу, но пока ждут для этого подходящего момента. Представители общероссийской общественной организации «Деловая Россия» на вчерашней встрече с президентом РФ Владимиром Путиным представили ему свои предложения по возвращению иностранных компаний в страну, а также попросили предоставления льгот и стимулов, поскольку выход на биржу является очень затратным для небольших компаний.

В частности, руководитель ГК «Аквариус» Алексей Калинин заметил, что технологические компании уже готовы и им просто необходимо привлечение акционерного капитала. Тем не менее, по его словам, для большинства небольших ИТ-фирм проведение IPO - крайне затратная процедура, требующая расходов на юристов, на подготовку к отчетности, а также комиссии банкам-организаторам, что в сумме составляет порядка 5–9% от суммы размещения. Калинин предложил расширить реестр высокотехнологичных компаний, создать налоговые льготы для покупки акций и поручить Банку России разработать стимулы для профессиональных инвесторов. При этом Калинин также заявил, что IPO хотят проводить крупные компании, но на них льготы не распространяются. «Вместе с тем выход на IPO более актуален не для малых, а для более крупных компаний, и точно – для быстрорастущих компаний. При этом крупная компания, скорее всего, не воспользуется компенсацией, если ее сумма будет небольшой. То есть сама по себе сумма компенсации может быть ограничивающим критерием», - приводятся его слова на сайте Кремля.

По мнению аналитика ФГ «Финам» Леонида Делицына, проблема не в самих расходах, как таковых, а в том, что IPO может и не состояться в случае неблагоприятной конъюнктуры. Эксперт заявляет, что компании, которые намеревались провести IPO в 2024 или 2025 году, но отложили их, уже потратили сотни миллионов рублей на подготовку к размещению. «Если IPO не происходит, то для компании это - почти бесполезные расходы, однако отражающиеся в финансовых показателях. Понуждать компании к IPO в момент, когда инвесторы не хотят в этих IPO участвовать - означает понуждать компании к бесполезным расходам. Вероятно, в этом причина начавшегося бума pre-IPO - затраты на проведение pre-IPO значительно ниже, но компании могут привлечь средства от довольно широкого круга инвесторов», - отмечает Делицын.

Как писал «Коммерсант», возросший интерес российских ИТ-компаний к выходу на биржу привел также к юридическим проблемам. При подготовке к IPO компании вынуждены менять форму собственности, что влечет за собой получение нового ИНН, по которому компании идентифицируются в реестрах Минцифры, а длительный процесс перерегистрации может приводить к трудностям в работе с крупными заказчиками IT-решений.

Между тем глава подкомитета «Деловой России» по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин, комментируя для ТАСС итоги вчерашней встречи с Путиным, заявил, что в вопросе привлечения финансирования важно поддержать не только малые технологические компании, но и в целом все качественные быстрорастущие предприятия малой и средней капитализации. По его мнению, главный барьер для развития тысяч таких компаний на сегодняшний день - сложное привлечение финансирования. «Многие быстрорастущие компании средней и малой капитализации включают в стратегию привлечения финансирования инструменты рынков капитала, однако выход на рынок дебютантов сопряжен с целым набором сложностей, как финансового характера, так и с достаточно сложным административным механизмом», - приводит слова Лазутина ТАСС.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, выступая на встрече Владимира Путина с членами «Деловой России» поспешила успокоить, подчеркнув, что льготы на проведение IPO могут быть распространены не только на высокотехнологичные компании. По ее словам, ЦБ поддерживает идею расширения списка технологических компаний, для которых будут предусмотрены меры компенсации затрат, но здесь первую скрипку играет правительство. «Надеемся, что долгую дискуссию по критериям для таких компаний мы завершим и сможем распространить льготы, которые работают для малых технологических компаний, на более широкий круг», - заявила Набиуллина.

По мнению Александра Абрамова, заведующего лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, не менее важны шаги самих компаний-эмитентов по формированию лояльного отношения инвесторов к IPO. «Мне, как исследователю, видится, что рынок акций российских эмитентов на данный момент сталкивается с двумя серьезными вызовами. 1. «Очарование новой волны IPO 2022-2024 гг.», увы, прошло. Со средними и медианными показателями IPO все снова стало плохо. Недооценка (премия инвесторам за непрозрачность информации и неопределенность) стала минимальной за всю историю IPO, долгосрочная избыточная доходность инвесторов - тоже. «Избушка» повернулась задом по отношению к инвесторам. 2. Еще более серьезная проблема - на горизонтах 10-15 лет по критерию доходность/риск стратегия инвестирования в индексный портфель акций российских эмитентов не работает, существенно проигрывая облигационным вложениям и инструментам денежного рынка. Могу ошибаться, но в таких условиях проблема не в инвесторах, а в эмитентах и сравнительной привлекательности их акций», - полагает эксперт.

В то же время Владислав Цыплаков, начальник управления по работе на рынках акционерного капитала «Совкомбанка», среди ключевых проблем выделил высокую волатильность рынка, которая заставляет инвесторов занимать выжидательную позицию и требовать повышенного дисконта при размещениях. По его словам, в этой связи многие анонсированные IPO так и не состоялись, несмотря на готовность компаний. Кроме того, более глубокой проблемой он считает дефицит «длинных денег» на рынке. «Инвесторы с долгосрочным горизонтом инвестирования спокойнее воспринимают рыночные колебания. Поэтому нас обнадежили недавние поручения президента правительству, ЦБ и администрации президента разработать механизмы, которые позволили бы снять часть рисков с пенсионных фондов при инвестировании в акции. Это правильный вектор - теперь ждем конкретных решений», - заявляет эксперт.

Кого может поддержать государство и на что рассчитывать инвесторам?
Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global, считает, что помимо ИТ-компаний поддержку от государства могут получить представители фармацевтической отрасли, логистики, электроники и машиностроения. Однако эксперт заявляет, что расширение льгот будет иметь очень слабый эффект до тех пор, пока регулятор придерживается жесткой денежно-кредитной политики. «Большинство стартапов и компаний откладывают выход на IPO, потому что инвесторы в сложившихся условиях предпочитают вкладываться в безрисковые активы с гарантированным двузначным доходом. Поэтому реальное оживление на российском IPO мы ожидаем не ранее второй половины 2026 года или в 2027 году, в зависимости от монетарной политики ЦБ», - комментирует Чернов.

Задача, на самом деле, довольно сложная. В минувшем году Владимир Путин поручил удвоить капитализацию российского фондового рынка, доведя ее к 2030 году до 66% от ВВП. «По приблизительным подсчетам, чтобы решить эту задачу, необходимо ежегодно проводить IPO на общую сумму примерно в 1,3 трлн рублей, что почти в 16 раз больше совокупного объема первичных размещений в 2024 году», - подчеркнул Чернов.

Примечательно, что по итогам 2024 года лишь 14 компаний провели IPO в России, и в последнее время финансовая ситуация в стране практически не изменилась. В связи с этим ожидать снижения или ускорения темпов проведения IPO пока не стоит. Не ждет всплеска IPO, в частности, Владимир Литвинов, автор и создатель сообщества «ИнвестТема». Эксперт напомнил, что еще в 2023 году Путин призвал компании активнее размещать свои акции на бирже, после чего в 2024 году наблюдался бум IPO на рынке, однако конъюнктура резко ухудшилась вместе с повышением ставки ЦБ. «На рынке сейчас резкая нехватка ликвидности, которая утекает в банки, поэтому компании не спешат размещать свои акции на бирже. Причем это одна из проблем. Еще одним важным фактором, останавливающим компании, служит затратная часть. Будущий эмитент платит большие комиссии банкам организаторам, нанимает юристов, маркетологов. Проблему можно решить с помощью компенсаций и субсидий, которые обещало выделить правительство», - подчеркивает эксперт.

Тем не менее, Литвинов считает, что даже с учетом этой поддержки бума IPO ждать не приходится. «Слабая активность частных и институциональных инвесторов, низкая общая ликвидность на рынке, не позволят привлечь хоть сколько-нибудь существенную сумму. Новой волны размещений я бы ждал только после снижения ключевой ставки, ближе к осени 2025 года», - заявил эксперт, отвечая на вопросы Finam.ru.

Владислав Цыплаков видит важным со стороны государства необходимость поддержки именно инвесторов, особенно по двум направлениям: (1) долгосрочные инвестиции и (2) развитие инструментов коллективных инвестиций. Эксперт отмечает, что необходимые механизмы в целом известны – это налоговые льготы, программы софинансирования и другие меры, часть из которых уже применяется. При этом он не исключает, что отдельные сделки могут состояться при снижении геополитической неопределенности, а ожидаемое снижение ставок тоже сыграет свою роль, при этом даже при текущих ставках некоторые компании могли бы выйти на рынок, если бы не постоянный поток противоречивых геополитических новостей.

Леонид Делицын, в свою очередь, полагает, что государство будет поддерживать стратегически важные для экономики страны компании, которым требуются средства для развития и продолжения операционной деятельности. «Предприниматели просят государство снизить коэффициенты риска при финансировании банками приоритетных проектов. Действительно, иногда стандарты оценки, которые были выработаны для традиционного бизнеса, оказываются непригодны для оценки инновационного бизнеса. К примеру, известен случай, когда акционеры оценивали бизнес с российскими корнями в миллиард долларов, а отечественный аудитор - лишь в сто миллионов. Затем компания провела IPO в Нью-Йорке и в момент бума IPO была оценена в $6 млрд. Сейчас капитализация составляет тот самый миллиард долларов, в который ее и оценивали владельцы. Как показывает этот пример, оценщики могут просчитаться, но им нет никакого резона идти наперекор стандартам оценки. Понятно также, что любая компания предпочтет провести IPO в момент бума и продать небольшой пакет акций дорого», - подчеркивает он. При этом Делицын заявляет, что сейчас можно быть уверенным в том, что государство найдет стимулы, достаточные для того, чтобы несколько компаний, стратегически важных для российской экономики, разместились на бирже. Однако до начала бума участвовать в таких IPO, по его словам, будут, возможно, преимущественно стратегические инвесторы.

С точки зрения Делицына, идея необходимости инвестирования в высокотехнологические компании сейчас не требует особых доказательств. «Благодаря ИИ все мы, даже если и не потеряем работу в ближайшие годы, вынуждены будем работать в новых условиях, и работать гораздо больше, за гораздо меньшее вознаграждение. Единственный, кто выиграет от распространения ИИ - это владельцы акций компаний, которые разрабатывают платформы ИИ, и предоставляют услуги на их основе. И хотя, вероятнее всего, разработчиками платформ будут крупнейшие экосистемы, такие как «Яндекс», «Сбер» и другие крупные банки, крупнейшие маркетплейсы и операторы связи, бизнес системных интеграторов, внедряющих ИИ в традиционную экономику, тоже будет расти. Коль скоро у нас речи о гарантированном минимальном доходе (то есть фактически о пенсии с рождения) пока не идет, единственный способ выиграть от ИИ - это владеть акциями компаний, которые делают ИИ. А многие новые компании, которые намерены провести IPO, активно вовлечены во внедрение ИИ в разных отраслях экономики. Впрочем, инвесторы пока что смотрят не на дальний горизонт, а на ближайший период, и хотят заработать быстрее, поэтому подобного рода аргументы на них не действуют», - заявляет аналитик «Финама».

Как показывает прошлый опыт, бум IPO требует не только большого числа компаний, готовых к размещению, и не только свободных средств у инвесторов, но и «застрельщика», то есть первой компании, размещение которой проходит очень успешно, подчеркивает Делицын. «К сожалению, эта компания должна взять на себя роль мессии, т.е. спасителя фондового рынка - и пожертвовать немедленным выигрышем ради общего дела», - заметил эксперт.

В заключении стоит заметить, что, согласно данным Московской биржи, самыми популярными бумагами из состава недавно сформированного Индекса МосБиржи IPO в сделках частных инвесторов в апреле 2025 года стали акции «Совкомбанка», ЮГК, «Евротранса», «Астры», «Софтлайна», «ВИ.РУ», «Европлана», «Озон Фармацевтики», «МТС-Банка» и «Промомеда».