Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Крупнейшие российские экспортеры сокращают объемы железнодорожных перевозок на фоне замедления экономики » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Крупнейшие российские экспортеры сокращают объемы железнодорожных перевозок на фоне замедления экономики

23 мая 2025 Thomson Reuters

Российская экономика замедляется после резкого роста, вызванного наращиванием расходов на оборону. Российские железные дороги отказались комментировать документ, попавший в поле зрения Рейтер

Крупные российские экспортёры, в том числе «Русал» и «Газпромнефть», сокращают объёмы перевозок по железной дороге таких товаров, как металлы и нефтепродукты. Об этом говорится в документе, который был предоставлен РЖД агентству Reuters

Согласно документу от 20 марта, государственная железнодорожная монополия планирует сократить расходы на 2025 год ещё на 32,5 миллиарда рублей (408 миллионов долларов), что составляет примерно 3,5% от общей суммы. Причиной сокращения расходов стало изменение прогноза по грузоперевозкам.

Компания уже планировала сократить расходы на инвестиции в этом году на 40% по сравнению с 2024 годом из-за резкого увеличения затрат на выплату процентов.

РЖД не предоставили комментарии по этому вопросу.

Объёмы грузоперевозок, которые в 2024 году достигли 15-летнего минимума, являются важным показателем состояния российской экономики, ориентированной на экспорт.

В документе, с которым ознакомилось агентство Reuters, предполагается, что РЖД в 2025 году перевезёт на 36,7 миллиона тонн меньше, чем планировалось изначально — 1,24 миллиарда тонн. В документе также названы 12 крупных компаний, которые способствуют снижению объёмов железнодорожных перевозок, включая алюминиевый гигант «Русал», сталелитейные компании «Северсталь» и ММК.

Хотя общий объём грузов в этом году всё ещё ожидается немного выше, чем 1,18 миллиарда тонн в 2024 году, он снизился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-апреле, согласно данным на сайте компании.

В документе, который был представлен правлению ОАО «РЖД» первым заместителем генерального директора Вадимом Михайловым, компания сообщила о возможном пересмотре своего инвестиционного плана в исключительных обстоятельствах и перечислила пять основных причин сокращения расходов, обвинив в этом неконтролируемые факторы.

В документе также отмечается, что жёсткая денежно-кредитная политика, при которой ключевая ставка Банка России с октября составляет 21%, замедлила темпы строительства.

Высокие ставки также заставили производителей стали сократить объёмы погрузки, говорится в документе. Среди компаний, способствовавших снижению объёмов погрузки, названы «Северсталь», ММК, ТМК, НЛМК и Evraz.

ТМК отказалась от комментариев. Evraz, ММК, НЛМК и «Северсталь» не сразу ответили на просьбу о комментарии.

Согласно отчёту московской консалтинговой компании «Яков и партнёры», доля российской чёрной металлургии в ВВП страны составляет около 5%, а экспортные доходы сократились после потери доступа к высокодоходным рынкам из-за западных санкций.

Производство стали, экспорт и местный спрос упали в 2024 году, согласно данным World Steel Association. По данным аналитической компании Chermet Corporation, в этом году производство продолжает падать.

Замедление экономики
В отчёте о состоянии экономики России отмечается снижение спроса в различных отраслях, в том числе со стороны компании «Русал».

Компания «Русал» не предоставила подробностей о своих планах, но заявила, что будет придерживаться ранее объявленных целей. Согласно этим планам, компания планирует сократить годовое производство алюминия на 250 000 тонн из-за роста цен на глинозем.

В отчёте также отмечается, что усиление санкций в отношении металлургических, лесных и нефтяных компаний, таких как «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз» и «Татнефть», негативно влияет на экономику. Эти компании не предоставили комментарии по этому вопросу.

Кроме того, в отчёте говорится о сокращении экспорта древесины, удобрений, металлов и нефтепродуктов в Китай, что привело к снижению объёмов грузоперевозок. С начала года товарооборот между Россией и Китаем снизился на 7,5 %.

В отчёте также упоминается «вмешательство третьих сторон, в основном в отношении нефтеперерабатывающих заводов», что, вероятно, является намёком на атаки украинских беспилотников на российские энергетические объекты.