В мае инфляционные ожидания неожиданно выросли вновь – до 13,4% с 13,1% месяцем ранее. Это идет вразрез с замедлением фактической инфляции и укреплением курса рубля.
Рост ожиданий произошел за счет потребителей, не имеющих сбережения (62% опрошенных). Это, впрочем, отражает исторически привычную тенденцию. Одновременно с этим оценка наблюдаемой инфляции, наоборот, снизилась до 15,5% с 15,9% в апреле.
Устойчивость инфляционных ожиданий, вероятно, обусловлена продолжающимся ростом стоимости важных товаров и услуг, к ценам на которые потребители наиболее чувствительны, – продуктов питания, лекарств, транспортных и коммунальных услуг. Опасения относительно роста цен могло спровоцировать и активное обсуждение в СМИ обновленного плана Минэкономразвития, который предполагает более существенное повышение тарифов ЖКХ в 2026–2027 годах.
В российском опыте пока нет подтверждений влияния инфляционных ожиданий на спрос и инфляцию. Как правило, в России их рост сигнализирует о проблемах в экономике и не сопровождается ростом потребления. Однако этот показатель по-прежнему играет ключевую роль в инфляционном таргетировании.
Поскольку заякорить инфляционные ожидания населения пока не удается, Банк России, скорее всего, сохранит выжидательную позицию на заседании в июне.
С другой стороны, для оценки ценового тренда более значимы ожидания бизнеса, которые выступают опережающим индикатором. Их динамика в последние месяцы дает более позитивный сигнал. В апреле ожидаемый предприятиями средний рост цен на следующие три месяца снизился до 4,6% с 5,1%. Смягчение инфляционных ожиданий среди бизнеса наблюдалось три месяца подряд во всех отраслях, за исключением добывающего сектора, а рост отпускных цен вернулся к уровню мая 2023 года. Хотя текущие показатели все еще выше средних значений 2017–2019 годов, ослабление ценового давления все же проявляется.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
