Доходность угольного экспорта может уйти в минус вслед за снижением котировок на твердое топливо даже в размере 5% к 2030 г., пишет РБК со ссылкой на отраслевой обзор консалтингового агентства NEFT Research.
Так, стоимость тонны энергетического угля к концу 2024 г. составляла $77–84, коксующегося — $123–125. Цена в мае 2025 г. уже фактически опустилась ниже пятилетнего прогноза аналитиков, до $63–72 в зависимости от базиса FOB.
По прогнозам NEFT Research, существенно снижение котировок отразится на сегменте энергетического угля. «Менее чувствительно» отреагирует рынок коксующегося угля — за счет запаса доходности, превышающего 1 тыс. руб. за тонну.
В базовом сценарии, отмечается в обзоре, убыточность угольных поставок на Северо-Западе увеличится с 1 тыс. руб. за тонну (т) до 1,5 тыс., на Юге — с 0,9 тыс. руб. до 1,3 тыс. Доходность в 21 руб. на Востоке снизится до убытка в 0,4 тыс. руб.
Таким образом морской экспорт твердого топлива, на который приходится порядка 90% всех поставок на внешние рынки, сократится в следующие пять лет на 10% относительно значений 2024 г., до 150,2 млн т. Объемы перевозок на запад снизятся более чем на 40%, «поддерживающим фактором» останутся только долгосрочные инвестпрограммы и устоявшиеся цепочки поставок. Экспорт в южном направлении будет стабильными за счет близости ключевых потребителей — Индии и Турции.
Поддержать экономику экспорта и сделать его прибыльным во всех направлениях поможет «перераспределение маржинальности» по цепочкам поставок. Речь прежде всего идет о снижении тарифов на железнодорожные перевозки и ставок перевалки в портах. По данным аналитиков, доля логистики цене реализации твердого топлива к концу прошлого года достигла рекордных 79–83%.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
