Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как вы танкер назовете, так в нем нефть и поплывет » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как вы танкер назовете, так в нем нефть и поплывет

28 мая 2025 Mind Money (ИК Церих)

ЕС запустил очередной пакет санкций против России. Новые меры включили в черный список 189 судов, принадлежащих к так называемому «теневому флоту» Москвы, доведя общее число кораблей под ограничениями почти до 350, пишет ЕвроНьюс.

Польша нарисовалась тут как тут и на следующий же день… «Российское судно из „теневого флота“, находящегося под санкциями, совершало подозрительные маневры вблизи силового кабеля, соединяющего Польшу и Швецию, — написал в социальных сетях польский премьер-министр Дональд Туск. — После эффективного вмешательства наших военных корабль отплыл в один из российских портов».

Трепетное внимание европейской бюрократии к «теневому флоту» неуклонно растет с июня 2024 года, когда Брюссель впервые обратил внимание на танкеры с российской нефтью и лишил их доступа в европейские порты и к «шкиперским» услугам ЕС.

На прошлой неделе и Эстония попыталась перехватить «подозрительное» судно, следовавшее по ее водам, но когда эстонские власти остановили судно, на месте происшествия появился российский военный самолет…

«Этот истребитель на одну минуту нарушил территорию НАТО. Это что-то очень новое, — впоследствии жаловался министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна. — Мы должны понимать, что Россия официально связала себя с российским теневым флотом. Мы должны понимать, что ситуация действительно серьезная».

***

Напомним, Москва организовала «теневой флот» в ответ на ограничение цен на российскую нефть, добываемую морским путем, которое G7 и Австралия установили в декабре 2022 года. Меморандум запретил западным компаниям оказывать ключевые услуги, такие как страхование, финансирование и флагирование, российским танкерам, которые продавали сырую нефть по цене выше оговоренной в соглашении — 60 долларов за баррель. Отдельно G7 ввела два дополнительных ограничения — для продуктов класса «премиум» (100 долларов за баррель) и «дисконт» (45 долларов за баррель).

Теперь эти суда (по оценкам ЕС 650 танкеров) ходят под флагами Панамы, Либерии и Маршалловых островов. Кстати, значительная часть этих изношенных танкеров была продана России западноевропейскими фирмами, особенно греческими, и теперь Россия стабильно продает нефть Urals по цене, превышающей предельную отметку в 60 долларов.

Как вы танкер назовете, так в нем нефть и поплывет

Аналитик Mind Money Сергей Кирюшатов: «Расходы Москвы на кейс оцениваются в 10 миллиардов долларов, но Китай и Индия заменили Европу в качестве основных клиентов России».

Между тем, последний ежемесячный отчет CREA показывает, что доля «теневых» танкеров для транспортировки российской нефти снизилась с 65% в январе до 53% в апреле, а оставшиеся 47% приходятся на танкеры, принадлежащие или застрахованные странами G7, которые должны соблюдать ценовое ограничение. Однако ряд лазеек остается. Например, перевалка с судна на судно, которую можно использовать для маскировки источника нефти.

Еще немножко интересных оценок из отчета CREA:

Китай оставался крупнейшим покупателем российского ископаемого топлива в апреле. Его импорт составил почти 40% (5,7 млрд евро) ежемесячной экспортной выручки России от пяти крупнейших импортеров. Сырая нефть составила 64% (3,7 млрд евро) импорта Китая из России.
Импорт морской российской сырой нефти в Китай вырос на 8% в месячном исчислении и достиг самого высокого уровня с октября 2024 года. В то же время мировой импорт морской сырой нефти в Китай сократился на 2% в месячном исчислении — это самый низкий уровень в этом году, — при этом российская сырая нефть составила 12% от общего объема импорта.
Рост российского импорта, несомненно, обусловлен падением мировых цен на нефть в апреле, поскольку китайские нефтеперерабатывающие заводы увеличили запасы в хранилищах из-за предложения дешевой нефти.
Кроме того, есть предположения, что увеличение объемов поставок российской нефти Китаем связано с более частыми перевозками STS в водах вокруг Сингапура и Малайзии с целью обойти танкеры, включенные в санкционные списки OFAC.
В апреле Индия стала вторым по величине покупателем российского ископаемого топлива, импортировав его на сумму 4,2 млрд евро. 81% (3,4 млрд евро) этого импорта составила сырая нефть.
Глобальный импорт сырой нефти Индией сократился на 11% в апреле, но российские объемы остались стабильными и составили 40% от общего объема импорта. Их импорт сырой нефти сорта ВСТО вырос до самых высоких уровней за последние два квартала.
Турция была третьим по величине импортером ископаемого топлива в Россию, обеспечивая 15% (2,1 млрд евро) от общей экспортной выручки пяти крупнейших импортеров.
Почти половину (1 млрд евро) импорта Турции из России составили нефтепродукты. Импорт российских нефтепродуктов незначительно увеличился в апреле до 1,8 млн тонн. Российские нефтепродукты составляют 84% от общего объема импорта нефтепродуктов в страну в апреле, причем 74% этих поставок были осуществлены в два порта: Мармара Эреглиси и Мерсин.
ЕС был четвертым по величине покупателем российского ископаемого топлива, его импорт составил 10% (1,5 млрд евро) от пяти крупнейших покупателей. Почти половина этого импорта была российским СПГ, оцененным в 673 млн евро.
Бразилия закупила российское ископаемое топливо на сумму 812 млн евро, из которых 98% составили нефтепродукты, а 2% — уголь. Импорт Бразилии российских нефтепродуктов в апреле оказался самым высоким с мая 2024 года и третьим по величине с момента вторжения в Украину.