Снижение рождаемости и старение населения в России, как и в других странах мира, создают серьезный вызов для экономики. Странам придется приспособиться к старению, создав условия для возрастных работников, которых в будущем будет все больше. Пока же многие из представителей этой категории сотрудников страдают от «эйджизма», дискриминации по возрасту.
Россиян так называемого «третьего возраста» (65+) уже больше, чем детей (до 14 лет): 17,7% vs.17,3% соответственно. «Современный мир все еще одержим молодостью, что вступает в противоречие с реальными изменениями возрастного состава работников и общества в целом», - отмечается в недавнем мультимедийном научно-исследовательском проекте ВЦИОМ «Футурологический конгресс – 2036».
По данным авторов исследования, учитывая, что возраст взросления в России постепенно сдвигается, происходит и постепенная трансформация восприятия возраста. «50 - это новые 40, а 60 - это новые 50», -говорится в докладе. Его авторы также констатируют, что старение может быть ресурсом для общества и экономики в целом.
«С точки зрения занятости мы уже видим, что работодатель поворачивается к людям старшего трудоспособного возраста и к пенсионерам в силу имеющегося дефицита трудовых ресурсов. Причем в ряде сфер как раз именно у людей старшего возраста накоплены уникальные компетенции, которых сейчас не хватает на рынке, в силу того, что какое-то время страна развивалась в направлении деиндустриализации, а сейчас она сталкивается с реиндустриализацией», - говорит Finam.ru один из авторов доклада, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.
При этом, еще несколько лет назад ситуация была иной. Согласно опросу, проведенному в 2018 году Институтом Адизеса по заказу РБК, треть российский компаний не хотела брать на работу предпенсионеров. Примерно столько же представителей бизнеса было готово брать их на рядовые должности.
В последние три года ситуация изменилась. Как отмечал Forbes, российские компании самых различных секторов экономики стали более охотно брать на работу кандидатов старше 50 лет. Сотрудники старшего возраста активно приходили на работу в такие компании как «Северсталь» и «Сибур», а также компании, связанные с логистикой и транспортом. После начала СВО возрастные работники получили «второе дыхание» и в оборонном секторе, где активно востребованы их опыт и компетенции. Сегодня средний возраст работников ОПК составляет 46 лет.
«Люди за 50 вполне технологически обучены, обладают прекрасными навыками и справляются с руководством молодым либо смешанным коллективом, либо оказываются на позиции каких-то ведущих специалистов. И на мой взгляд, у таких разновозрастных компаний есть будущее», - уверена Синявская из ВШЭ.
Возрастных специалистов берут и в сферу IT. Однако, как отмечает Синявская, в более инновационных секторах экономики людей после 50 лет по-прежнему не так много, и они там «стигматизуются», говорит Синявская. Однако она также отмечает, что по мере изменения возрастной структуры населения ситуация будет меняться. «Самые активные трудоспособные возраста, те, кому сейчас 30-40 лет, лет через 10 уже будут вполне подходить к рубежам старшего трудоспособного возраста. У них уже накоплены и социальные компетенции, и другие отношения к технологиям, и многие другие навыки, которые будут по-прежнему востребованы», - говорит Синявская.
Бизнес и власти должны поддержать «здоровое старение»
Адаптироваться к ситуации на рынке труда, где будут доминировать люди так называемого «серебряного возраста», нужно уже сейчас, поддерживая здоровый образ жизни возрастных людей, считают экономические эксперты во всем мире.
Доклад на эту тему недавно выпустил Международный валютный фонд. В нем, в частности, отмечается, что недавние исследования зафиксировали «значительные улучшения физических и когнитивных способностей людей старше 50 лет». «Таким образом, более здоровое старение может продолжать увеличивать предложение рабочей силы за счет продления трудовой жизни и повышения производительности труда пожилых работников», - говорится в докладе.
Многих людей после 50 сегодня вряд ли можно сравнивать с их сверстниками тридцать лет назад, они более современны, владеют многими технологическими навыками и более продуктивны, что отмечается и в докладе МВФ. Согласно данным, которые приводятся в докладе, человек в возрасте 70 лет в 2022 году имел те же когнитивные способности, что и 53-летний человек в 2000 году. Данные приводятся по исследованиям 41 развитой экономики.
Однако, для того чтобы активнее использовать ресурс стареющего населения и увеличивать производительность труда, компании должны активно инвестировать в рабочие места, готовя их к приему подобных работников. Как отмечается в недавнем докладе, подготовленном консалтинговой компанией McKinsey, работодателям необходимо «творчески управлять» работниками старшей возрастной категории, чтобы поддерживать производительность. Так, например, более гибкий график, а также использование помощников-роботов даст возрастным сотрудникам больше возможностей для работы. Возрастные респонденты, опрошенные McKinsey Health Institute, отметили, что хотят работать, однако не делают этого по разным причинам, включая отсутствие привлекательных возможностей и социальные барьеры.
В России, где производительность труда в три раза ниже, чем, например, в главной экономике ЕС Германии, многие возрастные работники не рискуют дожить до изменений на рынке труда. Средняя продолжительность жизни российского населения гораздо ниже, чем в других европейских странах. Это обстоятельство в свое время вызвало столь негативную реакцию общества на повышение пенсионного возраста. Однако власти вряд ли возвратятся к прежним значениям пенсионного возраста. При этом доля пожилых людей в стране вырастет с сегодняшних 24% до 27% в 2046 году.
«Негативным следствием старения населения выступает сокращение предложения на рынке труда: на фоне сжатия рабочей силы растёт заработная плата и снижается безработица, но также сокращается интенсивность перемещения рабочей силы и формируются карьерные ограничения для молодых работников, что затрудняет процессы диффузии инноваций и препятствует адаптации экономики к структурным сдвигам», - говорит Finam.ru аналитик-макроэкономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Любовь Косинова.
Впрочем, как отмечает Косинова, «феномен старения населения не является фундаментальной экономической проблемой, угрожающей благосостоянию общества». «Трудности и проблемы, требующие решения, находятся в плоскости поиска средств для адаптации экономики к новым демографическим реалиям и устранения узких мест функционирования социальных институтов, таких как системы здравоохранения, пенсионного обеспечения и поддержки занятости».
Нельзя сказать, что власти не задумываются о будущем возрастного населения. Граждане предпенсионного возраста могут рассчитывать на повышенное пособие по безработице. Однако в глазах более молодых коллег «предпенсами» становятся их более возрастные коллеги, которые иногда с трудом устраиваются на работу. Многие работники в России сталкиваются с возрастной дискриминацией, так называемым «эйджизмом». «Работодатели смотрят на возраст и сразу отказывают, значит тебе одна дорога - идти в «Пятёрочку», - жалуется Finam.ru Екатерина, которая работала в консалтинговой компании, однако теперь из-за старшего возраста не может найти работу.
«Настороженное отношение к категории кандидатов 50+ связано с разными причинами. Если в организации работают, в основном, молодые люди, то у них могут быть опасения, насколько кандидат «серебряного возраста» впишется в их корпоративную культуру и стиль общения. Существует стереотип, что люди в возрасте плохо разбираются в цифровых технологиях», - говорит Finam.ru карьерный ментор, эксперт по трансформации организаций Института экономики роста им. П.А. Столыпина Татьяна Кожевникова.
Эксперт также отмечает, что если руководитель подразделения намного младше своего потенциального подчиненного, это также может привести к отказу. «Неуверенные в себе менеджеры боятся, что им будет сложно управлять «взрослым» сотрудником: он может ставить под сомнение их решения, подрывать их авторитет в глазах коллег и постоянно апеллировать к своему богатому жизненному опыту», - отмечает Кожевникова.
Эксперт рекомендует начинать готовится к «серебряному периоду» заранее, то есть, выбирать после 50-ти ту область деятельности, где возраст является не минусом, а плюсом, например, сферу образования, консалтинга или медиации, а также активно осваивать современные цифровые технологии.
В свою очередь, Синявская из ВШЭ считает, что в России необходимо активней применять опыт европейских стран с их программами непрерывного образования. «В европейских странах вы увидите огромное количество рекламы, адресованной именно средней и старшей возрастной группе. Если посмотреть на статистику, то Германия демонстрирует очень активную включенность населения в разные программы, как тесно связанные с рынком труда, так и общеобразовательные».
Кроме этой меры, эксперт считает важным большее использование программ добровольного медстрахования. «Можно больше вовлекать корпоративный сектор в предложение различных программ добровольного медицинского страхования своим работникам», - говорит Синявская.
Возможно к этим доводам стоит прислушаться не только молодым менеджерам, но и находящимся у руля возрастным гражданам. Футурологический доклад ВЦИОМ предупреждает, что при сохранении современных трендов рождаемости без миграции и при нынешних показателях смертности нас ждет «демографическая зима». «Тогда будет необходим выход на пенсию в 80 лет, если это позволит продолжительность жизни», - говорится в докладе.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
