Пандемия стала тяжелым испытанием для всей авиаотрасли. Последствия не обошли стороной и Boeing, одну из крупнейших аэрокосмических корпораций в мире. И хотя постепенно наметились признаки восстановления, компания все еще не может выбраться из долгов. Объявление сделки с Катаром о поставке самолетов вселило надежду в инвесторов. Однако по мультипликаторам акции Boeing выглядят перегретыми. На горизонте 12 месяцев ожидаем небольшое охлаждение. У нас «Негативный» взгляд на бумагу с целевой ценой $196.
Главное
• Рынок авиаперевозок продолжает оживать после пандемии.
• Стратегическое соглашение с Qatar Airways позитивно.
• У компании серьезная долговая нагрузка.
• Текущая оценка по мультипликаторам завышена: 2,2x по мультипликатору EV/S, что на 17% среднеисторического уровня.
В деталях
Boeing — одна из крупнейших аэрокосмических и оборонных компаний в мире, основана в 1916 г. в США. Специализируется на производстве гражданских и военных самолетов, вертолетов, спутников и ракетных систем. Boeing также оказывает услуги в сфере авиационного и космического обслуживания. Штаб-квартира находится в Арлингтоне, штат Виргиния.
🟦 Рынок авиаперевозок продолжает восстанавливаться после пандемии
До пандемии COVID-19 авиационная отрасль находилась на пике роста. Пассажирские перевозки стабильно увеличивались в среднем на 5–6% в год благодаря бурному развитию глобального туризма, международной торговли и росту доходов населения, особенно в странах Азии. В 2019 г. общее число перевезенных пассажиров достигло 4,5 млрд, по данным Международной организации гражданской авиации (ICAO). Это на 3,6% больше, чем годом ранее. А в период с 2012 г. по 2019 г. пассажиропоток увеличился с 3 млрд до 4,5 млрд — прирост на 50%.
До пандемии авиакомпании активно расширяли и модернизировали флот, делая ставку на более экономичные и экологичные самолеты.
COVID-19 сильно ударил по индустрии. Глобальные ограничения на передвижение, закрытие границ и страх перед заражением нанесли серьезный урон: международные пассажирские перевозки сократились более чем на 65% — c 4,5 млрд до 1,6 млрд пассажиров. Многие авиакомпании приостановили рейсы, отправили в простой или списали значительную часть флота, массово увольняли сотрудников. Boeing и Airbus столкнулись с отменой и заморозкой заказов, а также вынуждены были снизить темпы производства.
2020 г. стал самым тяжелым для авиации в современной истории: общий убыток отрасли превысил $100 млрд, по оценкам международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Период восстановления начался в 2022 г., но его темпы были неравномерными. США и Европа быстрее перешли к увеличению внутренних перевозок, тогда как в Азии, особенно в Китае, сохранялись жесткие карантинные меры. Международный трафик постепенно возвращался, но только к 2024 г. впервые превысил значения 2019 г. и достиг 4,96 млрд.

При этом структура спроса изменилась: увеличилась доля внутренних и ближнемагистральных рейсов, корпоративные поездки сократились, а премиальные классы уступили место премиум-эконому и гибридным форматам.
🟦 Как чувствует себя бизнес Boeing
К концу 2024 г. портфель заказов Boeing показал сильную восстановительную динамику как по объемам, так и в денежном выражении. Совокупная стоимость заказов в очереди достигла исторического максимума — $521,3 млрд, из которых $435,2 млрд приходится на коммерческое подразделение (Commercial Airplanes). Это значительный рост по сравнению с $281,6 млрд в 2020 г.
Спрос на пассажирские авиаперевозки возвращается, и парки самолетов активно обновляются по всему миру.
В количественном выражении общее число заказов к концу 2024 г. составило 5557 самолетов. Основной вклад внесли модели 737 (4303 единицы) и 787 (654 единицы). Модель 737 по-прежнему остается наиболее востребованной и составляет основу производственного портфеля. Спрос на Boeing 787 также уверенно восстанавливается благодаря возвращению интереса к дальнемагистральным маршрутам и возобновлению поставок после технических доработок.

Дополнительным катализатором роста стало подписание стратегического соглашения с Qatar Airways на поставку более 160 самолетов. С учетом текущих темпов выпуска (≈ 500 штук) в год производственные мощности будут загружены на 8–10 лет вперед. Сделка подчеркивает как коммерческий потенциал Boeing, так и углубление партнерства между США и Катаром в сфере авиации и обороны.
Заказы в очереди компании полностью обеспечивают операционную устойчивость на долгосрочном горизонте. Учитывая восстановление отрасли, стабильный спрос на ключевые модели и стратегические заказы от крупных клиентов, Boeing входит в новое десятилетие с одним из самых сильных и предсказуемых производственных портфелей в глобальной аэрокосмической индустрии.
🟦 2024 год — один из самых сложных для Boeing
В 2020 г. компания показала убыток в размере $11,9 млрд. Выручка упала в годовом выражении на 24% — до $57,9 млрд. Этот год стал худшим в истории Boeing. В последующие три года выручка постепенно восстанавливалась: в 2021 г. и 2022 г. показатель вырос год к году на 7%, в 2023 г. — на 17%. Однако цифры так и не вернулись к уровням 2015–2018 гг., когда доходы были одними из самых высоких в истории — $101,1 млрд в 2018 г.

В 2024 г. выручка Boeing снизилась на 14%, до $66,5 млрд, что связано с рядом серьезных проблем, повлиявших на операционную деятельность компании.
➤ В январе 2024 г. произошел инцидент с 737 MAX 9: во время полета оторвалась панель двери. После этого случая эксплуатация 171 самолета была приостановлена, а контроль со стороны Федерального управления гражданской авиации США (FAA) ужесточен. Это негативно сказалось на производстве и поставках.
➤ Также в период с сентября по ноябрь прошли массовые забастовки рабочих, что привело к остановке производства моделей 737, 767 и 777, а также к задержкам в поставках.
Как итог, в 2024 г. компания поставила 348 самолета, что на 34% ниже, чем годом ранее. В результате Boeing потерял $11,8 млрд — второй по величине убыток за всю историю.
Одна из ключевых проблем — по-прежнему очень высокая долговая нагрузка. Общий объем долга составляет около $56 млрд, а чистый долг (за вычетом денежных средств) составляет около $29,7 млрд по состоянию на 2024 г. Значительная часть долгов была накоплена в период пандемии, когда компания столкнулась с резким снижением поставок и производственной активностью.
На протяжении последних лет у Boeing сохранялся отрицательный собственный капитал, то есть обязательства превышали активы. Собственный капитал ушел в минус в 2020 г., после масштабного кризиса, вызванного пандемией и проблемами с моделью 737 MAX, и достиг -$18,1 млрд. В последующие годы ситуация оставалась тяжелой: в 2021 г. показатель составил -$14,8 млрд, в 2022 г. — -$15,8 млрд, а в 2023 г. — -$17,2 млрд. Фактически компания оказалась в долговой ловушке: все ее активы не покрывали объем накопленных обязательств.
Однако в 2024 г. ситуация заметно улучшилась: отрицательный собственный капитал сократился до -$3,9 млрд. Это говорит о том, что Boeing начал восстанавливаться. Тем не менее финансовая гибкость компании по-прежнему ограничена.

Несмотря на полное восстановление мирового пассажиропотока, выручка Boeing остается значительно ниже докризисных уровней. До пандемии, в 2018–2019 гг., глобальный пассажиропоток превышал 4,5 млрд человек, а выручка компании находилась в диапазоне $94–101 млрд. Однако в 2020 г. из-за COVID-19 произошел резкий спад: пассажиропоток упал до 1,8 млрд человек, а выручка сократилась до $58 млрд.

С 2021 г. началось восстановление, и к 2024 г. пассажиропоток достиг рекордных 4,96 млрд человек — даже выше уровня 2019 г. При этом выручка Boeing в 2024 г. составила всего $67 млрд, что на 34% ниже докризисных значений. Это указывает на то, что, несмотря на восстановление отрасли, сама компания отстает по темпам роста.
Причинами такого отставания являются массовые забастовки рабочих, проблемы с качеством и задержки в поставках, что привело к значительному ослаблению финансового состояния по итогам 2024 г.
🟦 Оценка
Текущая оценка по мультипликаторам подтверждает перекупленность акций: мультипликатор EV/S составляет 2,2х, что на 17% выше среднеисторических значений последних двух лет. А если сравнивать с другими компаниями аэрокосмической отрасли, оценка Boeing по EV/S выше медианных значений в индустрии на 12%.
С учетом последнего роста, вызванного заключением рекордного контракта для Boeing на поставку 160 самолетов в Катар, считаем, что весь позитив уже в цене.
Ожидаем небольшого охлаждения котировок после роста на более чем 60% с минимумов апреля 2025 года. На горизонте 12 месяцев у нас «Негативный» взгляд, целевая цена — $196.

Риски
Высокая долговая нагрузка
Оценка бизнеса значительно выросла
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
