Угольная отрасль России переживает сейчас тяжелые времена. Более половины компаний завершили минувший год с убытками из-за падения цен на продукцию, укрепления рубля, а также сокращения объемов экспорта. Кризисы в отрасли случались и ранее, но такого огромного количества негативных факторов одновременно не наблюдалось, поэтому без дополнительных мер поддержки со стороны государства в текущих условиях попросту не обойтись.
В конце мая премьер-министр Михаил Мишустин озвучил ряд решений для поддержки угольной отрасли, а для адресного предоставления субсидий и иной поддержки решено создать подкомиссию во главе с министром финансов страны.
Какие перспективы у отрасли? Поможет ли адресный подход, который предложило правительство? Что будет с ценами на уголь? Какие есть идеи в секторе? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.
Серьезные вызовы
Согласно данным Росстата, в период с 2021 по 2023 год российские угольщики заработали порядка 1,9 трлн рублей до вычета налогов, однако 2024 год оказался для них безуспешным. По итогам минувшего года, они получили сальдированный убыток в размере 112,6 млрд рублей, доля убыточных угольных компаний составила 53,3%. При этом по оценкам Минэнерго, убыток угольной отрасли в первом квартале 2025 года может превысить 70 млрд рублей. Об этом ТАСС сообщил замминистра энергетики Дмитрий Исламов.
С серьезными вызовами отрасль столкнулась еще в 2022 году ввиду санкций, падения мировых цен на уголь, а также удорожания логистики, однако настоящий кризис нагрянул лишь в прошлом году, когда многие российские компании зафиксировали снижение объемов добычи, а также отсутствие рентабельности. Ситуация в 2025 году остается сложной – цены на энергетический уголь падают ввиду восстановления глобального экспорта и роста добычи в Китае и Индии, при этом цены на коксующийся уголь также снижаются из-за слабого спроса на сталь в Поднебесной. Кроме того, усилилась конкуренция между экспортерами угля на азиатских рынках, среди которых находится и Россия. Чтобы удержать позиции в Азии, российским экспортерам приходится повышать дисконт на уголь, что ведет к нулевой или даже отрицательной рентабельности. Более того, давление на стоимость угля оказывает возвращение австралийского экспорта и протекционистская политика Китая в отношении местных производителей энергетического угля.
Согласно оценкам консалтинговой компании Kept и расчетам «Ведомостей», и энергетический, и коксующийся (металлургический) уголь в 2025 году будут дешеветь. Ожидается, что средние котировки австралийского энергоугля, являющиеся международным бенчмарком, на базисе FOB («с погрузкой на судно») Ньюкасл в 2025 г. снизятся на 21% по сравнению с показателем предыдущего года – до $108/т. В обзоре Kept говорится о том, что главными факторами снижения станут аномально теплая зима, растущие запасы угля в Китае, а также развитие ВИЭ в крупнейших экономиках мира. Минимальный уровень этих котировок в этом году, по прогнозу Kept, будет во 2 квартале – $103/т. При этом во втором полугодии цены начнут восстанавливаться, хотя их рост будет медленным, и до конца текущего десятилетия среднегодовая стоимость угля не превысит уровень 2024 года.
Между тем, как пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные аналитиков NEFT Research, стоимость российского энергетического угля на азиатском рынке снизилась до четырехлетнего минимума на фоне избытка предложения и сокращения импорта со стороны ключевых потребителей. Так, энергетический уголь калорийностью 5500 ккал на 1 кг с учетом стоимости доставки до порта (CFR) в Южном Китае к 23 мая подешевел до $77,5 за тонну, в Западной Индии — до $82,6 за тонну. В то же время цены на этот уголь в дальневосточных портах (FOB Восточный) упали до $63,5 за тонну, что оказалось на 30,6% меньше, чем годом ранее, и на 19,5% ниже, чем в начале текущего года.
Власти спешат на помощь
В сложившихся обстоятельствах стремление правительства оказать поддержку угольной отрасли является абсолютно логичным. Ряд решений был озвучен 30 мая премьер-министром страны Михаилом Мишустиным. Известно, что в предоставлении мер поддержки будет использоваться адресный подход, при этом Минфин и Минэнерго должны до 5 июня определить и утвердить критерии, на основании которых будут приниматься решения при рассмотрении заявок о господдержке. Кроме того, будет создана специальная подкомиссия по оказанию финансовых мер государственной поддержки отдельным организациям, а возглавит ее министр финансов РФ Антон Силуанов.
Среди утвержденных мер, в частности, отсрочка по уплате НДПИ и страховым взносам, адресные субсидии на компенсацию части стоимости логистических затрат при экспорте угольной продукции на дальние расстояния, возможность реструктуризировать кредитную задолженность предприятиям, испытывающим серьезную долговую нагрузку, а также оптимизация затрат и ограничения на выплату дивидендов. По словам директора департамента Минэнерго Петра Бобылева, выступившего на международной выставке «Уголь России и майнинг», ограничения на выплату дивидендов угольными компаниями для получения государственной поддержки будут носить временный характер, однако точные сроки таких ограничений он не озвучил. «На сегодня вопросы в дивидендах – это один из факторов, которые предлагаются как неотъемлемая часть процесса для получения той или иной меры поддержки для предприятия. Ну конечно, это будет носить временный характер», - приводят его слова «РИА Новости».
Ждать ли улучшений?
Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко полагает, что меры поддержки угольщиков не смогут принципиально улучшить ситуацию в угольной индустрии, т.к. существуют другие (внешние) факторы. Например, это цены на уголь на рынках, которые продолжают оставаться достаточно низкими, а также импортные пошлины со стороны того же Китая.
«С другой стороны, нельзя отрицать, что меры поддержки напрашивались уже достаточно давно, т.к. кризис в индустрии начался не в текущем году. Следовательно, принятие этого подхода можно только приветствовать. Думаем, что требуется более усиленная работа на дипломатическом направлении, активизация переговоров с крупнейшими импортерами российского угля. Возможно, что требуется разработка дополнительных мер поддержки работникам угольной индустрии в случае оптимизации операционных расходов со стороны отдельных компаний», - заявляет эксперт. Что касается стоимости угля, то Дудченко не ждет существенного роста цен в текущем году и ожидает, что средняя цена в Нью-Касле в текущем году не превысит отметку в $110 - 115/т.
Аналитики «Газпромбанк Инвестиции», также считают, что российская угольная отрасль продолжит испытывать трудности вследствие роста издержек и низких мировых цен. Эксперты подчеркивают, что на динамику цен российского энергетического угля в Азии оказывает влияние несколько факторов, в том числе большие запасы в Китае, накопленные вследствие увеличения внутреннего производства, а также высокий уровень добычи угля в Индии. В первые пять месяцев текущего года Китай снизил морской импорт угля на 12% г/г, до 127 млн тонн, при этом в мае Национальная комиссия по развитию и реформам КНР призвала менеджмент электростанций отдать приоритет в покупках местному углю на фоне снижения внутренних цен.
Вместе с тем объявленные меры поддержки правительства, на их взгляд, могут смягчить негативные эффекты текущей конъюнктуры для российских угольщиков. Тем не менее, аналитики «Газпромбанк Инвестиции» предупреждают, что, учитывая текущую ситуацию в отрасли и мировые тенденции на угольном рынке, акции «Мечела» и «Распадской» сейчас не являются инвестиционно привлекательными для долгосрочных инвесторов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
