По данным Минэкономразвития и Росстата, в годовом сопоставлении автомобильный бензин сейчас подорожал в рознице примерно на 12% — с существенным опережением инфляции (он составила 9,66% по состоянию на 2 июня). В прошлом году тенденция была такой же.
Почему автомобильный бензин в рознице уже продолжительное время дорожает с опережением общей потребительской инфляции? Кто из эмитентов может стать бенефициаром повышения цен?
Почему происходит опережение
Опережение связано с отложенной нормализацией маржинальности розничных продаж (в предыдущие годы повышение не покрывало рост расходов), а также со снижением выплат по нефтяному демпферу (в мае на 31,9% меньше чем в апреле и кратно меньше чем в мае 2024 г.). Фактически ранее высокая цена нефти на глобальном рынке через механизм демпфера компенсировала высокие издержки, прежде всего фискальные, сетей АЗС.
Компенсация «потерь» нефтяным компаниям через механизм топливного демпфера была недостаточна для поддержания цен на прежних уровнях. Ранее рост оптовых цен в сочетании с сезонным фактором спроса со стороны сельхозпроизводителей и закрытием нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на плановые ремонты вызвал критичное снижение маржинальности для многих розничных продавцов топлива (даже под контролем интегрированных компаний).
Поэтому разумным подходом со стороны контролирующих органов становится дать возможность сетям АЗС поднимать цены в разумных пределах.
До периода плановых ремонтов у НПЗ есть возможность нарастить производство, также сформированы запасы. В случае отсутствия повышения розничных цен и сохранения возможности частичного экспорта могли бы наблюдаться локальные (в отдельных областях) дефициты. Как следствие, цены могли подняться сильнее. В случае дальнейшей, опережающей инфляцию динамики роста розничных цен они могут регулироваться повышением норм продажи на бирже. Также прошлый год показал, что ограничение на экспорт может периодически применяться при появлении дефицита на внутреннем рынке.
Почему не применяются меры для ограничения роста цен
Пока вклад роста цен на бензин в индекс потребительских цен (ИПЦ) незначителен. Он заметно влияет лишь на прибыльность предприятий транспортно-логистической сферы.
В потребительской корзине, на базе которой Росстатом рассчитывается показатель ИПЦ, расходы на транспорт (14%) — вторые по значимости после продуктов и напитков (31,6%). Бензин может внести значительный вклад в более медленное, чем могло быть при текущем укреплении рубля, замедление инфляции. Однако пока влияние на ИПЦ ограниченное.
Влияние на акции
На территории России 23–24 тыс. АЗС. По информации Российского топливного союза, рынок розничной торговли топливом в достаточной степени развит. Лидирующие позиции занимают сети, принадлежащие Роснефти — владеет примерно 3000 АЗС, ЛУКОЙЛу — около 2800, а Газпром нефти — примерно 1500 станций. Эти компании могут стать бенефициарами опережающего инфляцию роста цен на топливо.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
