Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Локомотивы российской экономики - в каких отраслях рост, а где уже кризис » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Локомотивы российской экономики - в каких отраслях рост, а где уже кризис

10 июня 2025 Финам Бабанова Мария

Экономика России теряет обороты. После поразительных результатов в 2024-ом в этом году видны явные признаки замедления. Жесткая ДКП, санкционное давление и торговые войны привели к резкому снижению темпов роста ВВП до 1,4% в 1 квартале 2025 года. Сам Банк России на днях констатировал, что российская экономика постепенно возвращается к траектории сбалансированного роста. Адаптироваться к изменившимся реалиям получается не у всех - есть “отрасли-локомотивы”, которые до сих пор тянут экономику вперед, а есть и те, кто “тормозит”.
Как это все отражается на фондовом рынке, на какие компании инвесторам стоит обратить внимание, где же сосредоточены точки роста, Finam.ru рассказали эксперты.

Путь экономики России - и опасен, и труден
Марафон, в котором участвует российская экономика с начала СВО, схож с забегом по пересеченной местности. Но целых два года, несмотря на сложности, которые создавали удушающие западные санкции, ей удавалась поражать весь мир своим ростом. За 2023 и 2024 годы ВВП страны вырос на 3,6% и 4,1% соответственно. Для сравнения: в прошлом году экономика США подросла на 2,8%, Франции - на 1,1%.
Движущей силой экономики РФ все указанные годы была промышленность. Реальный сектор работал на максимуме своих возможностей. В таких условиях росла потребность предприятий в рабочей силе. В результате безработица в стране упала до рекордно низкого уровня. Для того чтобы привлечь сотрудников, компаниям приходилось поднимать зарплаты, что подстегивало потребительский спрос, а заодно и инфляцию.
Стремясь обуздать рост цен, Банк России в конце 2024 года пошел на рекордное повышение ставки до 21% годовых. При этом изменилась не только ДКП регулятора, но и ситуация в промышленности - появились признаки исчерпания “военного драйвера” в условиях СВО.
Как итог в 1 квартале 2025 года темпы роста российской экономики замедлились более чем втрое по сравнению с динамикой, зафиксированной в конце 2024-го, и составили 1,4%. Это ниже оценок Минэка и ЦБ. Такая динамика объясняется тем, что банковские кредиты при высокой ключевой ставке стали менее доступными для бизнеса и обычных граждан, а также никуда не исчезло санкционного давление со стороны западных стран, и к ним в виде проблем для российской экономики еще прибавились торговые войны США почти со всем миром.
“Ситуация с ростом экономики РФ с начала этого года выглядит непростой. В 1 квартале 2025 года рост российского ВВП составил только 1,4% в годовом выражении при том, что в 4 квартале рост российской экономики в годовом выражении превысил 4%. Дефицит кадров, а иногда и стратегически важного сырья, например, редкоземельных металлов, проблемы со сбытом, в том числе из-за санкций, очень способствуют торможению роста”, - отметила Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.

Среди бегущих первые и отстающие
Снижение данных по ВВП явно говорит о том, что после двухлетнего забега экономика России начинает тормозить. На это указывает и сам ЦБ. 6 июня, когда произошло долгожданное снижение ставки до 20%, регулятор заявил, что “отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста уменьшается”.

“Военно-промышленный комплекс достиг операционного потолка. Многие предприятия работают на полную мощность, а ресурсы гражданского сектора вытесняются. Продолжение роста в оборонке не может компенсировать падение в таких секторах, как машиностроение, металлургия, строительство. Несмотря на недавнее снижение ключевой ставки, денежно-кредитная политика остается жесткой. Это отражается на доступности кредитов как для граждан, так и для бизнеса. Особенно сильно страдают капиталоемкие отрасли: строительство и сельхозмашиностроение”, - написал у себя в Telegram-канале директор по стратегии “Финама” Ярослав Кабаков.
При этом Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа “Финама” добавила, что в промышленности сейчас растет число отраслей с отрицательной динамикой выпуска. По ее данным, наиболее сложная ситуация в таких отраслях, как угольная (при том, что объем добычи угля все-таки растет: в апреле +2,5% (г/г), в январь-апреле +3,6%, а сальдированный убыток российских угольных компаний в 1 квартале 2025 года составил 79,9 млрд рублей), строительство жилья (производство “неметаллической минеральной продукции”, т.е. стройматериалов, -5,9% г/г в апреле, металлургия (металлургическое производство -7,8% г/г в апреле, производство грузовиков (апрель -22,4% г/г), автобусов, вагонов, с/х техники.
“Отрасли, часто ассоциируемые с ВПК, которые в последние годы были драйверами роста, сейчас показывают менее явную динамику. Рост прибылей замедляется. С другой стороны, несмотря на все чаще высказываемую обеспокоенность некоторых представителей правительства и бизнеса рисками переохлаждения экономики, последние данные скорее говорят, что по некоторым параметрам ситуация стабилизируется или даже немного улучшается. Например, в апреле рост промпроизводства ускорился до 1,5% г/г после 0,8% г/г в марте, а, по оценке Минэка, рост к марту с исключением сезонности составил 0,9% м/м SA. Впрочем, здесь в основном повлияло улучшение ситуации в добывающем секторе. Кроме того, значительно сильнее ожиданий оказался рост в строительстве (здесь отражается не только жилье, но и, например, объекты инфраструктуры) в апреле (+7,9% г/г против 2,6% г/г в марте и намного выше консенсуса 2,1%)”, - рассказала Беленькая.
Помимо перечисленных отраслей, где наблюдаются проблемы в связи с текущим состоянием экономики страны, можно также выделить розничную торговлю, особенно непродовольственный сегмент, на котором негативно сказываются рост инфляции и падение спроса населения. Как пояснила Беленькая, по некоторым товарам длительного пользования (автомобили, мебель, бытовая техника, электроника, одежда) продажи снижаются на фоне сокращения потребительского кредита, замедления роста ипотеки и притока средств населения на депозиты.
“Мы думаем, что основные отрасли традиционной экономики, промышленность, сельхозпроизводство, стройка и добыча полезных ископаемых снижаются или показывают нулевой уровень роста. Возможно, рост продолжается в промышленности, связанной с ВПК, в торговле, услугах, в финансовом секторе и в секторе авиаперевозок. Сектора, которые показывают самый значительный рост, — это новые сектора для нашей экономики. Это онлайн-торговля, логистика, IT-сектор и сервисы и фармацевтика” - добавил Ованес Оганисян, директор аналитического департамента “Цифра брокер”.
По его словам, как это отражается на фондовом рынке, можно оценить по динамике компаний из перечисленных секторов. Например, растут бумаги фармацевтического сектора и ритейлеров, неплохо себя чувствуют акции маркетплейсов и IT-компаний, а акции компаний из традиционных секторов в основном снижаются, обратил внимание Оганисян.
Что касается предприятий ВПК, то их рост отследить на бирже не получится, так как они не торгуются. А вот по другим компаниям, которым там представлены, все же ситуация неоднозначная - они то растут, то падают, подчеркивает Мильчакова.
“Есть IT-сектор, на рост в котором во многом влияет импортозамещение, но на росте только в одном секторе IT далеко не уедешь, так как его доля в российском ВВП не превышает 3%. На рынке акций эта ситуация сказывается так, что акции некоторых IT-компаний могут краткосрочно расти или падать в зависимости от поступающих новостей, но опять же нельзя сказать, что в России есть устойчивая тенденция к росту акций именно IT-сектора. Чаще всего акции показывают динамику роста лучше рынка или падения хуже рынка на новостях о дивидендах. Макроэкономические факторы в моменте на фондовый рынок влияют слабо и имеют значения в большей степени для курса рубля”, - объяснила собеседница Finam.ru.
Так или иначе, российским инвесторам, несмотря на сложности в экономике страны, пока есть из чего выбирать на рынке. Заблаговременно паниковать тоже не стоит. Тем более что в конце прошлой недели глава ЦБ Эльвира Набиуллина заверила, что сейчас регулятор не видит рисков финансовой стабильности у крупных предприятий страны.