Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как Франции приблизиться к России » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как Франции приблизиться к России

16 июня 2025 Финам Братерский Александр

Французский экономический публицист Марк Руссе в своей новой книге «Наш ложный друг Америка. За союз с Россией», вышедшей в издательстве «Весь мир», выступает против ЕС, за тесный политический и экономический союз Парижа и Москвы, опасаясь влияния президента США Дональда Трампа на Европу и усиление Китая. Автор, который 20 лет занимал руководящие посты в транснациональных компаниях, поделился своим видением с Finam.ru.

- Европейцы говорят о «торговой войне» с США. Чем она, по вашему мнению, может закончиться?

Европейцы хотят сопротивляться удару, но проблема в том, что европейцы только много говорят. Посмотрите на недавний визит в Вашингтон Мерца (канцлер Германии Фридрих Мерц - Finam.ru), который рассказал, что он очень доволен визитом. Это означает, что мы опять будем одурачены и Трампу удастся ввести некоторые пошлины. Когда во Франции правые политики начали говорить, как хорошо, что в США будет Трамп, так как он защитит европейские ценности, я был одним из первых, кто предупреждал их быть c ним осторожней, он, как настоящий американец, будет защищать ценности американской экспансии.

Когда вы имеете дело с Америкой, вы должны учитывать, что главная политическая идея США — это вести политическую войну со своим врагом и вести экономическую войну со своими друзьями. Если вы послушаете Трампа, у вас больше не будет экономики. Мы и так потеряли нашу промышленность, но немцы с их автомобиле- и машиностроением теряют больше, так что я думаю переговоры завершатся не очень оптимистично. Я думаю, что мы снова будем проигравшими и что Трамп преуспеет в переговорах. Это и будет конечным результатом.

- В своей новой книге вы жестко критикуете саму идею ЕС. Но ведь в сегодняшних условиях противостояния с США объединенная Европа может быть более устойчивой?

Единственный положительный момент, который надо оставить от ЕС, - это возможность свободной торговли. Без общей экономики мы исчезнем с карты мира. Но то, что я критикую в ЕС, - так это федеративный аспект единой Европы, которой, на самом деле, не существует. Европа — это цивилизация. Нет страны под названием Европа. Люди не хотят умирать за Европу. Я вижу Европу больше как конфедерацию различных наций. Экономически нам не нужен Европейский союз, потому что это большие расходы. Люди должны служить нации, а не командовать нацией. Вы понимаете смысл?

- Говоря о Франции, вы выступаете за ту роль, которую страна играла во времена генерала де Голля. Но в то же время многое изменилось. Как вы думаете, возможны ли сегодня такие фигуры, как де Голль?

Сегодня по идеологическим причинам мы отдали себя в руки Америки, что абсолютно глупо. Но мы все еще можем что-то сделать и выжить экономически, выжить даже в военном плане, если останемся нацией.

Когда я вернулся во Францию из США, где я участвовал в программе по подготовке менеджеров высшего звена, я написал книгу с изложением своих взглядов. Она называлась «Новая Европа Карла Великого». Ее идея была в объединении мощи Франции и Германии, чтобы попытаться что-то изменить. Но немцы не хотят говорить «по-французски», они хотят говорить на «американском» языке. Мы, Франция с нашей культурой, с нашим языком должны быть частью Европы, но мы должны быть успешными в Африке, в некоторых проектах по ядерной энергии, по космосу, открыты для сотрудничества с Россией.

Видите ли я французский патриот, но очень открытый для сотрудничества с Европой и с Россией. Я считаю, что Европа изменится, Европа будет развиваться. И проблема в том, чтобы узнать, какая страна первой приблизится к России.

- Я хотел бы обратиться к вашему опыту генерального директора нескольких компаний. Некоторые из французских компаний остались в России, несмотря на санкции. Насколько они смогут и далее противостоять давлению правительства

Ушедшие из России французские компании стали самым большими неудачниками. Посмотрите на Renault, который потерял контроль над заводом Lada. Еще один большой неудачник — Safran. Мы потеряли рынок двигателей для некоторых самолетов, и это один из ярких примеров самоубийства, которое мы совершили в России. Единственное, что удалось сохранить — это сотрудничество с «Росатомом». Некоторые компании, такие как Auchan, на которых правительство имеет мало влияния, сопротивлялись. В конце концов и им пришлось уйти.

Два крупных победителя в этом конфликте — это США и Китай. И самый большой проигравший — это Европа.

- Вы упомянули Китай. Не думаете ли вы, что из-за торговой борьбы с США Европа может сблизиться с Китаем?

Думаю, что этого не будет. Рассуждая как экономист, я считаю, что Китай, как и все развивающиеся страны, представляет опасность, поэтому у нас не должно быть свободного обмена товаров, у нас должен быть честный обмен. Это означает, что мир должен вернуться к Гаванской хартии, которая была подписана в 1948 году. (Хартия не была ратифицирована, часть ее положений была использована в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) - Finam.ru).

Я говорю, что в долгосрочной перспективе Европа должна быть в состоянии производить все: от булавки до ракеты в космосе. Для России, например, очень важно иметь свою электронную промышленность. Потому что, если вы будете продолжать в том же духе, через 50 лет вы будете полностью зависеть от Китая.

- Могу я спросить вас как человека, учившегося в Гарварде, как бывшего исследователя Гарварда, как вы видите войну Трампа против этого университета?

То, что делает Трамп, плохо и для США, и для престижа Гарварда, Колумбии, Стэнфорда. Впрочем, возможно, у него нет выбора, и он должен вести тотальную войну.

- Как вы думаете, чем закончится конфликт Маска и Трампа?

Илон Маск, нравится вам это или нет, боролся за ценности. И, возможно, он недостаточно осознавал, что Трамп, чтобы вести свою борьбу, должен был также бороться с транснациональными компаниями. Маск, в свою очередь, как продавец своих автомобилей, стал частью этого мира.

Как экономист я выступаю за полный протекционизм. Но если вы поставите меня завтра во главе компании, я буду играть по тем же правилам. Либо вы принимаете должность, либо покидаете ее. Если вы приходите в компанию, то для того, чтоб зарабатывать деньги.

Знаете, в чем секрет транснациональной компании? Секрет в том, чтобы создать производство в развивающейся стране, продать продукцию в развитую страну, а затем получить прибыль и поместить ее в фискальный рай. Не нужно быть великим мыслителем, чтобы понять это.