Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Что говорит история о последствиях нефтяных шоков » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Что говорит история о последствиях нефтяных шоков

17 июня 2025 Financial Times | Нефть

Даже серьезные перебои в добыче нефти на Ближнем Востоке, скорее всего, будут иметь ограниченные последствия

В прошлом году геополитические риски стабильно возглавляли список главных опасений инвесторов. В последние месяцы термин «геополитический риск» часто служил вежливым эвфемизмом для обозначения непредсказуемой тарифной политики США, используемым американскими институтами, не желающими раздражать Белый дом. Но теперь возник настоящий, традиционный геополитический риск: угроза затяжного конфликта на Ближнем Востоке, который способен нарушить мировые поставки нефти.

Цены на нефть выросли на 12% сразу после атак Израиля на ядерные объекты Ирана. За выходные конфликт обострился еще сильнее — Израиль нанес удар по крупному нефтяному терминалу в Тегеране. Иран добывает около 3,3 млн баррелей сырой нефти в день, из которых 2 млн экспортируется. Учитывая, что Международное энергетическое агентство оценивает мировой спрос на нефть в 103,9 млн баррелей в день, а Саудовская Аравия и ОАЭ способны быстро увеличить добычу примерно на 3,5 млн баррелей в день, даже серьезные перебои в Иране не приведут к коллапсу. Цены на нефть резко подскочили после первых израильских ударов, потому что инвесторы опасались, что конфликт может перерасти в попытку Тегерана закрыть Ормузский пролив для танкеров или даже атаковать нефтяные объекты соседей.

Уроки истории: шоки обычно быстро проходят
Исследование Европейского центрального банка, опубликованное в 2023 году, показывает, что геополитическая неопределенность, цены на нефть и макроэкономика находятся в сложных взаимоотношениях. Сразу после терактов 11 сентября в Нью-Йорке цены на нефть Brent подскочили на 5%, поскольку инвесторы опасались войны на Ближнем Востоке, способной нарушить поставки. Но они упали на 25% в течение 14 дней, когда на первый план вышла ослабевающая мировая экономика, способная снизить спрос на нефть. В течение двух недель после начала военного конфликта между Россией и Украиной в феврале 2022 года цены Brent выросли на 30%. Но они вернулись к довоенному уровню через восемь недель.

Исследование ЕЦБ предполагает, что геополитические шоки влияют на мировую экономику по двум направлениям. В краткосрочной перспективе наиболее важным обычно является фактор риска. Финансовые рынки закладывают в цену вероятность перебоев в поставках нефти, что увеличивает денежную стоимость владения нефтяными контрактами и ведет к росту цен на нефть. Но в долгосрочной перспективе вступает в игру фактор экономической активности. Более высокая геополитическая напряженность обычно действует как негативный шок для мирового спроса, поскольку возросшая неопределенность давит на инвестиции и потребление и потенциально нарушает торговлю. Этот фактор обычно снижает мировой спрос на нефть и цены. Другими словами, давление цен на нефть в результате геополитических шоков, как правило, было краткосрочным.

Исключения из правила и современные прогнозы
Так было не всегда. Нефтяные шоки 1973 и 1979 годов сопровождались рецессиями в США, и тот факт, что геополитически обусловленный скачок цен на нефть может опрокинуть мировую экономику, по-прежнему беспокоит как политиков, так и инвесторов. Они могут найти некоторое утешение в исследовании, опубликованном в начале этого года Федеральным резервным банком Далласа. Авторы этого исследования применили новаторский подход, пытаясь отделить неопределенность в отношении цен на нефть от более широких макроэкономических неопределенностей. Они обнаружили, что геополитически обусловленные риски для цен на нефть вряд ли приведут к значительным рецессионным последствиям. Даже дефицит производства в масштабах 1973 или 1979 годов, согласно модели, снизит объем производства в экономике только на 0,12%.

Высокая неопределенность относительно будущих поставок нефти может поднять цены на сырую нефть в краткосрочной перспективе. Однако, если эти риски не материализуются, глобальные макроэкономические последствия, вероятно, будут ограниченными. Аналогичная динамика отражается и в ценах на активы в целом. Согласно последнему Докладу о глобальной финансовой стабильности МВФ, геополитические рисковые события со времен Второй мировой войны обычно ассоциировались со скромным падением цен на акции в краткосрочной перспективе, но в большинстве случаев без длительного воздействия. Мировые фондовые рынки в конечном итоге пережили как вторжение Ирака в Кувейт в 1990 году, так и российско-украинский конфликт в 2022 году. Опять же, 1973 год выделяется как исключение — нефтяное эмбарго того года привело к затяжному спаду.

Многое, конечно, будет зависеть от того, как долго продлится конфликт между Израилем и Ираном и как он будет развиваться. Следует помнить, что даже во время «Танкерной войны» 1980-х, когда в ходе ирано-иракской войны было взорвано более 200 нефтяных танкеров, проходящих через Ормуз, цены на нефть стабилизировались после первоначального скачка. Последствия любых событий, кроме серьезного нарушения ближневосточной нефтедобычи, скорее всего, будут незначительными.