Нефтяной рынок лихорадит. Последние дни выдались жаркими как для самих котировок “черного золота”, так и для акций российских сырьевых компаний. Инвесторы затаили дыхание, наблюдая, приведет ли внезапно вспыхнувший “ближневосточный пожар” к 300 долларам за “бочку” Brent.
Проанализировать ситуацию на Ближнем Востоке, оценить риски и спрогнозировать дальнейшие сценарии развития событий Finam.ru попросил экспертов.
Ближний Восток в огне, нефть на взлете
С приходом лета рынок нефти буквально вышел из спячки. Баррель марки Brent больше не стремится зафиксироваться на отметке 67 долларов, как это было в начале прошлой недели. Теперь он движется к уровню 72 доллара, а кто-то даже верит, что скоро ему может открыться дорога к ценовому диапазону в 200-300 долларов.
Катализатором стала эскалация конфликта на Ближнем Востоке. В пятницу, 13 июня, Израиль совершил ряд атак против Ирана, в том числе по ядерным объектам. Это вызвало во всем мире опасения по поводу нефтяных поставок, которые могут быть нарушены.
“Эскалация конфликта на Ближнем Востоке и закрытие Ормузского пролива могут привести к серьезным экономическим потрясениям: в частности, цены на нефть могут подскочить до 200-300 долларов за баррель”, - заявил министр иностранных дел Ирака Фуад Хусейн, которого цитирует агентство INA.
Напомним, что в пиковые моменты напряжения в регионе цены на нефть поднимались до 78,5 доллара за “бочку”, прибавляя более 10%. По данным агентства Bloomberg, это был крупнейший внутридневной рост с тех пор, как в 2022 году РФ начала СВО на Украине.
К слову о России. Начавшийся конфликт между Израилем и Ираном российский фондовый рынок воспринял как драйвер для роста. Наибольший подъем продемонстрировали акции сырьевых компаний, такие как “Роснефть”, “ЛУКОЙЛ”, “Газпром нефть”, “Сургутнефтегаз” и “Татнефть”. Согласно данным Mосбиржи, рыночная стоимость бумаг перечисленных компаний всего за три часа торгов 13 июня выросла на 550 млрд рублей (6,9 млрд долларов). Скупка этих акций не прекращалась и в выходные дни. Но в понедельник рост цен на нефть прекратился - котировки ушли в минус.

Ставка на хаос и потенциальные риски
За пределами России рынки акций, наоборот, показали спад, так как на фоне геополитической нестабильности иностранные инвесторы стали отдавать предпочтение нерискованным активам. Участники торгов наблюдали за ответными действиями Тегерана, а также в целом просчитывали, как далеко зайдут противники.
“Сегодня, когда цены на нефть снова растут на фоне продолжающихся четвертый день столкновений между Израилем и Ираном, экономисты предупреждают, что мировая экономика сталкивается с негативным шоком в и без того трудное для роста время. Опасения перебоев с поставками - риск, связанный с закрытием Ормузского пролива, - приводят к волатильности цен на нефть”, - так ситуацию для мировых рынков описала британская газета The Guardian, по всей видимости, подразумевая разгон инфляции и последующую стагфляцию.
Российские участники торгов, со своей стороны, не увидели в этом поводов для личного беспокойства. Напротив, они сочли, что более высокие цены на нефть пойдут им на пользу, ведь до сих пор страна готовилась к дефициту бюджета и замедлению роста ВВП из-за снижения стоимости “черного золота” и укрепления рубля.
Напомним, что ранее в этом году из-за возобновления добычи ОПЕК+ и снижения мирового спроса цена на нефть упала ниже 60 долларов за баррель, что угрожало подорвать российский бюджет, который был рассчитан исходя из цен на нефть на уровне около 69,7 доллара за баррель.
Кроме того, сейчас Россия сталкивается с усилением западных санкций, а именно с возможным снижением потолка цен на российскую нефть до 45 долларов за баррель и увеличением давления на теневой флот, что в совокупности создает для российских нефтяников крайне тяжелую ситуацию.
Последствия нефтяного бума - возможные сценарии
Какой подход - осторожный или спекулятивный - в текущей ситуации окажется верным, однозначно сказать сложно. Скорее всего, истина где-то посередине, так как лихорадка на нефтяном рынке будет какое-то время еще продолжаться, но, возможно, она не достигнет апогея, который ей предсказывают, и выше 130-150 долларов за баррель котировки не поднимутся.
“Все прогнозы с ростом среднесуточных цен Brent выше 130-140 долларов за баррель - необоснованные спекуляции. Но даже для такого роста нужна реализация худшего из возможных сценариев с полным перекрытием для прохода танкеров Ормузского пролива. А это маловероятно, поскольку означало бы сильный удар по внешней торговле самого Ирана, и втягивание в конфликт арабских стран Персидского залива, что Ирану, с любой точки зрения, невыгодно. Более вероятно, что Иран прибегнет к аресту отдельных судов, не связанных напрямую с арабскими странами. Даже угроза таких действий может заметно поднять стоимость страхования и фрахта нефтеналивных грузов, а заодно, возможно, и СПГ. Объективным основанием для роста цен на нефть является сейчас как раз ожидаемое увеличение транспортных расходов наряду с вероятным сокращением нефтяного экспорта самого Ирана (в случае продолжения израильских ударов по его нефтяной инфраструктуре). Но эти факторы могут приподнять цены в худшем случае в коридор 80-90 долларов за баррель”, - объяснил Алексей Белогорьев, директор по исследованию и развитию “Института энергетики и финансов”.
Но делать сейчас прогнозы, когда точно закончится конфликт Израиля и Ирана, - это, по сути, как играть в казино. С одной стороны, нет четких оснований полагать, что он будет затяжным, с другой - сам Израиль заявил, что пока не видит возможности урегулирования конфликта невоенным путем и вообще не ставит себе сроков для его окончания.
“Мало кто на самом деле представляет, как долго продлится конфликт и как далеко он может зайти. Цена вернулась в верхний торговый диапазон, в котором она находилась до апреля этого года - 70-80 долларов. Дважды Brent взлетела к верхней границе этого диапазона - чуть выше 78 долларов за баррель. Однако удержаться здесь не смогла, равновесный уровень пока достигнут в районе 74-75 долларов. Если бы конфликта не было, то цена находилась бы в нижнем торговом диапазоне 60-68 долларов. Дальнейшая динамика Brent будет зависеть от развития конфликта между Ираном и Израилем. На выходных стороны обменялись ударами по объектам энергетической инфраструктуры, что в целом повышает вероятность похода к 78-80 долларов. Наихудший сценарий - это блокада Ормузского пролива. Именно в этом случае Brent может улететь на 100-130 долларов”, - прокомментировала Людмила Рокотянская, эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”.
Что же касается конкретно рублевой стоимости Urals, то она в данный момент все еще остается на достаточно невысоком уровне - порядка 4800 рублей за баррель против более 6000 рублей в начале года.
“В то же время, если обострение конфликта между Ираном и Израилем продолжится и, например, приведет к хотя бы частичному снижению иранского нефтяного экспорта, то российские нефтяники, конечно, станут одними из основных бенефициаров такого сценария”, - заметил Сергей Кауфман, аналитик ФГ “Финам”.
Также эксперты предположили, что в дальнейшем, когда напряжение в регионе спадет, нужно быть готовыми к тому, что цены опустятся до 55-60 долларов за баррель.
“Пока сложно представить, что такого рода вооруженный конфликт, когда стороны не имеют между собой общей границы и полагаются только на воздушные атаки и диверсии, может продлиться долго. Может быть, несколько недель. Дальнейшее зависит от того, чем конфликт закончится, то есть насколько будет велик риск его скорого возобновления. Если такой риск будет оцениваться как слабый, то геополитический пузырь в цене на нефть быстро сдуется, и цены продолжат снижение, тяготея к коридору 55-60 долларов за баррель. Без учета иранского фактора среднегодовая цена на нефть Brent могла бы снизиться в этом году до 64 долларов за баррель. С учетом Ирана она, по предварительной оценке, удержится в районе 71 доллар, но это в любом случае означает снижение к предыдущему году больше чем на 10%”, - пояснил Белогорьев.
Но не воспользоваться даже кратковременным подъемом нефтяных котировок через покупки акций сырьевых компаний будет упущением возможности.
“Для российских компаний происходящее - благоприятная новость, поскольку рост экспортных цен (относительно пессимистичных ожиданий) будет сопровождаться устойчивостью физических объемов поставок, а, возможно, даже их дополнительным ростом, если иранский экспорт действительно начнет сокращаться. Но рассматривать этот фактор как долгоиграющий я бы не стал, и общий тренд к снижению мировых цен на нефть в 2025-2026 годы он не переломит”, - сказал Белогорьев.
Сейчас среди конкретных бенефициаров конфликта на Ближнем Востоке аналитики, конечно, называют энергетический сектор, а также оборонную промышленность.
“Бенефициары отрасли: энергетический сектор (в основном “Роснефть”, “ЛУКОЙЛ”, “Татнефть”, которые сильнее других зависят от цены одного барреля); компании, связанные с оборонной промышленностью (спрос на продукцию может сохраняться даже после мирного урегулирования украинского вопроса). Негативно скажется на логистике и транспортных компаниях, которые выполняли перевозку пассажиров и грузов по территории Израиля, Ирана, Ирака, Ливии и так далее. В данном случае блокировка Ормузского пролива может стать транспортной катастрофой для мировой торговли. Отчасти, могут пострадать отечественные компании”, - уточнил Андрей Смирнов, эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”.
Но основной акцент аналитики предлагают все же сделать на “Роснефть”, называя акции компании “перспективной ставкой”.
“На наш взгляд, перспективной ставкой на восстановление рублевых цен на нефть могут служить акции “Роснефти”. Компания за счет наличия долга имеет финансовый рычаг, что позволяет ей при прочих равных сильнее выигрывать от роста цен. Кроме того, за счет развития проекта “Восток Ойл” “Роснефть” может в среднесрочной перспективе нарастить добычу, если это позволят ограничения ОПЕК+. Наша целевая цена по акциям “Роснефти” составляет 576,3 рубля. При этом основным риском, конечно, является возможность снижения цен на нефть”, - рассказал Кауфман.
В любом случае конечный шаг за инвестором. И выбор - не пересматривать свой портфель на фоне военных действий на Ближнем Востоке - тоже правильный, говорят аналитики.
“В текущем росте котировок нефти видна скорее спекулятивная составляющая, на мой взгляд. Фактических атак со стороны Израиля на нефтяные объекты Ирана пока не было, как и каких-либо действий по ограничению судоходства через Ормузский пролив. Поэтому я бы не рассматривал факт военных действий на Ближнем Востоке как причину для пересмотра портфеля. Он должен быть разумно диверсифицирован по разным классам активов: от фондов ликвидности и облигаций до акций и недвижимости, если цели среднесрочные или долгосрочные. На фоне крепкого рубля, возможно, стоит присмотреться к экспортерам, цены акций которых пришли к хорошим уровням поддержки (”Роснефть”, “Газпром”, “ЛУКОЙЛ”, “ФосАгро” и другие). Также имеет смысл держать долю золота, хотя бы 5-10% портфеля на фоне общемировой нестабильности и снижения доверия к фиатным валютам. На российском рынке есть большое количество валютных облигаций (в том числе замещающих), которые можно рассмотреть для защиты капитала от девальвации и на случай снижения ставки ЦБ или падения цен на нефть. Также лучше избегать компании с высокой долговой нагрузкой, несмотря на первый шаг по снижению ставки со стороны ЦБ, текущий цикл смягчения ДКП может затянуться. Поэтому текущий рост цен на нефть может быть краткосрочным. Делать большую ставку на представителей только нефтяного сектора несет определенные риски. Поэтому, если не знаете, что купить, можно открыть состав индекса МосБиржи и выбрать бумаги с долей от 3%, это будет хорошей основой портфеля. Лично я на один сектор стараюсь не выделять больше 20% от портфеля”, - подытожил Георгий Аведиков, создатель и автор сообщества “ИнвестократЪ”.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
