Банк России опубликовал резюме обсуждения ключевой ставки по итогам заседания 6 июня.
Ситуация в экономике и инфляция
- Текущий рост цен в апреле составил 6,2% с сезонной корректировкой в годовом выражении после 8,2% в среднем в I квартале 2025 г.
- Большинство участников считали, что можно с большей уверенностью говорить об устойчивости дезинфляционных процессов и их достаточной скорости для возвращения инфляции к 4% в 2026 г.
- Хотя разовые факторы влияли на динамику цен отдельных компонентов потребительской корзины, основной вклад в снижение инфляции внес устойчивый фактор — замедление роста внутреннего спроса под влиянием жесткой денежно-кредитной политики.
- Признавая повышенную неоднородность в динамике цен, многие участники отмечали, что такая ситуация может сохраняться еще какое‑то время в условиях структурной трансформации экономики.
- Высокие темпы роста цен на услуги частично объяснялись разовыми факторами.
- Участники отметили, что с учетом фактического роста цен с начала года инфляция в 2025 г. может сложиться ближе к нижней границе апрельского прогноза Банка России — 7 – 8%.
- Инфляционные ожидания с апреля менялись разнонаправленно, оставаясь высокими. Это сдерживало замедление инфляции.
- Рост ВВП в I квартале 2025 г., по предварительным данным Росстата, замедлился. Он был несколько ниже ожиданий Банка России.
- Большинство оперативных индикаторов за апрель – май указывают на продолжение плавного замедления роста внутреннего спроса.
- Участники заключили, что отклонение экономики от траектории сбалансированного роста постепенно уменьшается.
Денежно-кредитные условия
- Большинство участников согласились, что жесткость денежно-кредитных условий оставалась высокой и существенно не изменилась с прошлого заседания.
- Снижение ставок денежного рынка и доходностей ОФЗ было связано с пересмотром вниз ожиданий участников рынка по будущей траектории ключевой ставки после публикации новых макроэкономических данных.
- Ставки по депозитам нефинансовых организаций и физических лиц уменьшились.
- Влияние автономных факторов (нормализации банковского регулирования и ужесточения макропруденциальной политики) на условия кредитования все еще сохранялось, хотя и заметно уменьшилось по сравнению с концом 2024 г.
- Участники вновь отметили, что при оценке ценовых денежно-кредитных условий важно учитывать изменение не столько номинальных, сколько реальных ставок.
- Рассмотрев оценки реальных ставок с применением разных подходов, большинство участников пришли к выводу, что жесткость ценовых денежно-кредитных условий в апреле – мае как минимум не снизилась.
- Кредитная активность была сдержанной во всех сегментах.
- Участники согласились, что можно говорить о более устойчивом переходе кредитования к умеренным темпам роста.
- Участники отметили, что качество кредитного портфеля в целом оставалось достаточно высоким.
Внешние условия
- Участники отметили, что негативные эффекты от введенных странами импортных пошлин начинают проявляться: оперативные индикаторы указывают на замедление роста мировой экономики.
- Участники согласились, что на среднесрочном горизонте риски формирования более низких цен на нефть, чем предполагает апрельский базовый прогноз, несколько выросли.
- Большинство участников согласились, что уверенность в том, что укрепление рубля в значительной степени является проявлением жесткой денежно-кредитной политики, возросла.
Инфляционные риски
Участники согласились, что с учетом текущих тенденций в кредитовании, экономической активности и инфляции проинфляционные риски несколько уменьшились с апрельского заседания по ключевой ставке, но по‑прежнему преобладают над дезинфляционными.
Основные проинфляционные факторы включают:
- Более медленное снижение положительного разрыва выпуска (перегрева экономики).
- Длительное сохранение высоких инфляционных ожиданий или возобновление их роста.
- Ухудшение условий внешней торговли из‑за негативных изменений конъюнктуры на мировых товарных рынках и геополитической ситуации.
- Расширение бюджетного дефицита, а также возникновение вторичных эффектов, связанных со структурой доходов и расходов бюджета.
Основные дезинфляционные факторы включают:
- Более быстрое и значительное замедление роста кредитования.
- Снижение геополитической напряженности.
Решение по ключевой ставке
По итогам анализа данных и того, как они соотносятся с апрельским прогнозом Банка России, участники обсудили следующие варианты решения:
- сохранение ключевой ставки на уровне 21% годовых и умеренно мягкий сигнал об оценке целесообразности снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях либо нейтральный сигнал без указания на направленность шагов на ближайших заседаниях;
- снижение ключевой ставки на 50 или 100 б.п., до 20–20,5% годовых, и нейтральный сигнал.
В итоге большинство участников сошлись во мнении, что накопилось достаточно данных, которые подтверждают устойчивость тенденций в экономике, ведущих к снижению инфляции к 4% в 2026 г. Это делает целесообразным снижение ключевой ставки на 100 б.п. Такое решение должно сопровождаться нейтральным сигналом.
По итогам дискуссии совет директоров Банка России 6 июня 2025 г. снизил ключевую ставку на 100 б.п., до 20% годовых.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
