Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Почему тарифы не убивают американскую экономику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Почему тарифы не убивают американскую экономику

8 июля 2025 The Economist

Экономическая катастрофа замаячила на горизонте США после того, как президент Дональд Трамп объявил свои тарифы «Дня освобождения» 2 апреля: акции рухнули, а аналитики пугали рецессией в течение года. Три месяца спустя настроения заметно улучшились. Цены в магазинах сильно не выросли, безработица стабильна, а индекс S&P 500 вернулся к историческим максимумам

Через неделю после «Дня освобождения» Трамп объявил о 90-дневной паузе для многих тарифов, чтобы успокоить рынки. Эта отсрочка заканчивается 9 июля, однако уже ясно, что новые сборы, скорее всего, не вступят в силу раньше 1 августа. Президент рассылает письма, в которых сообщает о том, что переговоры окончены, а тарифы неизбежны. Но, кажется, никто сильно не переживает по этому поводу.

В чем дело? Был ли Трамп прав, думая, что тарифы — умный способ выжать деньги из иностранцев? Паникеры, как всегда, зря нагнетали?

Игра в ожидание
На данный момент предприятия, домохозяйства и финансовые рынки оказались запертыми в выжидательной стратегии. Компании активно запасались в начале года в ожидании тарифов. Действительно, они сделали это в достаточной степени, чтобы затащить измеренный рост ВВП в красную зону в первом квартале, поскольку рост импорта исказил цифры.

Эти запасы скоро закончатся. Во многих случаях они уже истощаются, а, значит, что предприятия снова обращаются к импорту. В прошлом месяце таможенные пошлины были более чем в три раза выше среднего показателя последних лет. Компании, которые ввозят товары из-за рубежа, теперь сталкиваются с неприятным выбором: либо они могут «съесть» тарифы и принять более низкую прибыль, либо переложить дополнительные расходы на потребителей.

Пока что они в основном выбирали первый вариант. Корпоративные боссы пытаются «пересидеть» президента. Зачем отталкивать клиентов более высокими ценами, если Трамп может передумать и сделать упражнение бессмысленным? Даже в последних данных по потребительским ценам, которые все еще показывают инфляцию немного выше целевого показателя ФРС в 2%, трудно заметить влияние тарифов.

Микроскопические изменения цен
Чтобы их заметить, нужен экономический микроскоп. Присмотревшись к ценам затронутых категорий у нескольких крупных ритейлеров, Альберто Кавалло из Гарвардской школы бизнеса и его коллеги действительно разглядели некоторые незначительные повышения цен как на импортные товары, так и на их отечественные аналоги. Однако такие цены выросли всего на процент или два — гораздо меньшее увеличение, чем наблюдаемое в тарифах. Эффективная тарифная ставка Америки сейчас составляет 12%, согласно расчетам Tax Foundation, аналитического центра, — самая высокая почти за столетие.

Как ни странно, тарифы могут снижать цены через другой механизм — нанося урон экономике. Драма «Дня освобождения» подорвала потребительскую уверенность, возможно, смягчив спрос. До недавнего времени это было очевидно только в «мягких» данных (опросы и тому подобное). Теперь признаки этого начинают появляться и в «жестких» данных. Недавний отчет показал, что потребительские расходы домохозяйств упали в месячном выражении в мае. Данные по занятости за июнь были высокими, но их поддержал государственный найм, особенно учителей. Показатели частного сектора были ниже ожидаемых.

Текущая оценка ВВП, произведенная отделением ФРС в Атланте, предполагает, что его основные компоненты (частные инвестиции и потребление) упали с годового темпа роста 2-3% в начале второго квартала до 1% сейчас. Goldman Sachs сравнил последние данные с предыдущими шоками, «вызванными событиями», которые привели к рецессиям, и обнаружил, что сегодняшнее замедление примерно соответствует исторической норме.

Динамичная экономика как защита
Выльются ли эти пока малозаметные изменения в более серьезные последствия, зависит от того, как поведет себя президент в ближайшие дни. Без продления отсрочки, и особенно если Трамп удвоит ставку на тарифы, дальнейшее замедление кажется неизбежным. Как обнаружила Британия после Brexit — самый недавний случай богатой страны, наложившей большие торговые барьеры на себя — повышенная неопределенность сама по себе может быть достаточной для подавления бизнес-инвестиций на довольно долгое время.

Тем не менее замедление не обязательно означает рецессию. Тарифы абсорбируются экономикой, которая по любым историческим или международным стандартам чрезвычайно динамична. Она росла стабильными 2-3% в год с 2022 года. Как следствие, Америка — одна из немногих богатых стран, которая может быть способна выдержать даже большой удар по росту и все же избежать рецессии.

Дополнительный стимул в «Большом, прекрасном законопроекте» Трампа обеспечит толчок в этом и следующем году, что поможет сгладить влияние тарифов (даже если это также создаст инфляционный беспорядок для ФРС). Все это предполагает будущее, в котором экономисты бесконечно спорят об истинном влиянии тарифов, в то время как американская общественность едва их замечает, несмотря на то, что стала беднее. Не триумф для Трампа — но и не катастрофа.