Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как инфляционное таргетирование изменило мировую экономику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как инфляционное таргетирование изменило мировую экономику

11 июля 2025 Финам Поздеева Екатерина

Существует широко распространённое мнение, что цели политики любого центрального банка должны определяться в ходе законодательного и политического процесса. Однако должен ли законодательный и политический процесс не только определять цели, но и указывать регулятору, как их достигать?

Как пишет Тимоти Тейлор в статье для Conversable Economist, появление инфляционного таргетирования стало ответом на попытки политиков взять регулирование экономики под контроль.

Инвестирование - основной инструмент, позволяющий не только сохранять деньги при высокой инфляции, но и преумножать их. Станьте совладельцем успешных компаний. Инвестируйте в акции российских и мировых гигантов из разных секторов, открыв брокерский счет в «Финаме» онлайн за 3 минуты.

Finam.ru рассказывает, как возникло инфляционное таргетирование, для чего оно нужно экономике, и как адаптируется к современным реалиям.

Новая Зеландия - родина инфляционного таргетирования
Инфляционное таргетирование появилось в середине 1980-х годов. Новая Зеландия стала первой страной, чей центральный банк его ввел. При таком подходе единственной целью ЦБ становится контроль над инфляцией. Новая Зеландия стремилась к целевому уровню инфляции в 0-2% в год. После определения цели законодательный и политический процесс предоставляет центральному банку независимость в достижении этой цели без политического вмешательства.

Как отмечает Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», первыми центробанками, которые перешли к инфляционному таргетированию в начале 90-х, были центральные банки Новой Зеландии, Великобритании, Канады. Это был ответ на период высокой инфляции 70-х – 80-х годов.

В середине и конце 1970-х годов во многих странах мира наблюдался всплеск инфляции. Новая Зеландия, будучи импортером нефти, особенно сильно пострадала от роста цен на нефть, вызванного действиями ОПЕК. Кроме того, Новая Зеландия лишилась привилегированного доступа к экспорту на рынок Великобритании, когда та вступила в ЕС.

В то время центральный банк Новой Зеландии находился под политическим контролем. Обычно политики призывали регулятор бороться с инфляцией, но, когда банк пытался это сделать, его действия пресекались.

В отличие от современных центральных банков, которые в основном контролируют инфляцию, регулируя процентные ставки, Новая Зеландия использовала прямое нормативное регулирование в отношении финансовых учреждений. Правительство заставляло банки держать определённые суммы в государственных долговых обязательствах и устанавливало лимиты на процентные ставки для вкладчиков. Однако такой подход приводил к экономическому спаду.

По мнению экономистов, независимость центрального банка и таргетирование инфляции помогли решить политический конфликт интересов: в частности, нынешние политики всегда хотят снизить процентные ставки, чтобы стимулировать экономику, но почти никогда не голосуют за повышение процентных ставок, необходимое для борьбы с инфляцией.

Сейчас, как сообщает ЦБ РФ в Основных направлениях ДКП со ссылкой на МВФ, денежно-кредитную политику в рамках таргетирования инфляции де-юре или де-факто проводят центральные банки 47 стран и интеграционных объединений, на которые приходится около 70% мирового ВВП. В частности, США, Еврозона, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Норвегия, Швеция. Среди развивающихся экономик – Индия, Бразилия, ЮАР, Мексика, Индонезия, Чили, Казахстан и многие другие (как ни парадоксально, даже Турция). Банк России перешел к режиму таргетирования инфляции с 2015 года.

Как Банк России использует инфляционное таргетирование?
Ольга Беленькая обращает внимание, что один из ключевых экономистов, многолетний сотрудник Банка Международных расчетов (BIS) Клаудио Борио приводил 3 основные особенности режима инфляционного таргетирования - наличие количественной цели по инфляции и отказ от промежуточных целей; прямая связь между инструментами политики (как ставкой, так и инструментами, действующими через баланс Центробанка) и ее целью; коммуникация, направленная на повышение прозрачности и подотчетности монетарного регулятора. А Банк России выделяет следующие элементы режима ИТ: объявленные публично цели по инфляции, плавающие курсы национальных валют, процентные ставки и коммуникацию как основные инструменты денежно-кредитной политики.

Эксперт выделяет основные преимущества режима инфляционного таргетирования - повышение уровня доверия общества к деятельности центрального банка, увеличение предсказуемости макроэкономических условий, более гибкая адаптация экономики к внешним шокам. В идеале, это должно сделать инфляционные ожидания экономических агентов более устойчивыми, менее реагирующими на временные колебания цен, «заякоренными» вблизи таргетов центробанков (хотя обычно инфляционные ожидания населения остаются выше целей центробанков по инфляции). А относительно низкие и устойчивые инфляционные ожидания снижают необходимость для центробанков в проведении жесткой ДКП, в том числе и как реакции на временные ценовые шоки, для возвращения инфляции к цели.

В работе д.э.н. Филиппа Картаева (МГУ) от 2018 г. сделан вывод, что переход к инфляционному таргетированию Банка России снизил зависимость динамики уровня цен от колебаний курса рубля. Беленькая подчеркивает, что в 2017 году ЦБ оценивал эффект переноса валютного курса в цены в краткосрочном периоде на уровне 0,18 (т.е. изменение обменного курса на 1% приводило к изменению уровня цен в среднем на 0,18%). В последние годы оценки ЦБ эффекта переноса снизилась до 0,05-0,06 (временное изменение обменного курса на 1% может дать вклад в инфляцию 0,05-0,06%). Впрочем, не все согласны с такими оценками – так, в ВТБ считают, что эффект переноса сильнее.

Инфляционное таргетирование адаптируется к современным реалиям
Ольга Беленькая делает предварительный вывод, что в странах с развитой экономикой режим таргетирования инфляции работает достаточно эффективно, и центробанкам удалось справиться с шоками 2007-2008 годов 2020 года (пандемия) и 2022 года (разгон инфляции до максимальных значений с 80-х гг.). В последнем случае центробанкам большинства развитых стран удалось достаточно быстро вернуть инфляцию к цели (или приблизиться к ней) без ухода в рецессию и скачка безработицы. Для развивающихся экономик положительный эффект от инфляционного таргетирования в виде устойчивого удержания низкой и стабильной инфляции и заякоревания инфляционных ожиданий менее очевиден.

Как отмечает ЦБ РФ, «в большинстве развитых стран инфляция в среднем за весь период таргетирования отклоняется от целевого уровня (точки или середины диапазона) не более чем на 2 п.п., а в большинстве развивающихся – не более чем на 4 процентных пункта. Опыт таргетирования инфляции также играет роль: в подавляющем большинстве стран с опытом таргетирования инфляции более 20 лет инфляция в среднем находится в пределах установленных целей. В странах с меньшим опытом разброс несколько выше».

По словам Беленькой, за 35 лет с начала применения режима инфляционного таргетирования произошли (и происходят сейчас) существенные изменения в мировой экономике – финансовые кризисы, период низких процентных ставок и низкой инфляции (когда, помимо ключевой процентной ставки, стали активно использоваться инструменты QE/QT). К новым вызовам относятся фрагментация мировой экономики, протекционизм, «зеленый переход», высокие уровни госдолга и неустойчивость фискальных траекторий многих крупных экономик (это – проинфляционные факторы). И режим инфляционного таргетирования должен адаптироваться к этим изменениям.

Как отмечает Тимоти Тейлор, идея о том, что центральный банк должен руководствоваться исключительно целью таргетирования инфляции, со временем стала вызывать всё больше споров, особенно после Великой рецессии 2007–2009 годов.

В то время центральные банки по всему миру взяли на себя ряд задач, не связанных с борьбой с инфляцией: в частности, задачу по оказанию краткосрочной поддержки финансовым рынкам, которые в противном случае могли бы рухнуть и нанести ещё больший экономический ущерб.

В настоящее время даже центральные банки, ориентированные на таргетирование инфляции, обычно действуют с двух сторон: поддерживают низкий уровень инфляции, но в случае финансового кризиса или экономического спада принимают необходимые меры для стабилизации рынков.