Запасы сырой нефти в США резко увеличились на 7,07 миллиона баррелей за неделю, закончившуюся 4 июля, что является самым большим приростом с января согласно данным, опубликованным Управлением энергетической информации США (EIA). Этот рост запасов сырой нефти удивил рынки, которые в целом ожидали не роста, а скорее, наоборот, их сокращения примерно на 2 миллиона баррелей из-за обычно высокого спроса со стороны НПЗ в период праздника 4 июля. Он вырос и на этот раз, что нашло свое отражение в снижении запасов бензина в праздничную неделю на 2,65 миллиона баррелей.
Эти данные появились на фоне заметных падений нефтяных котировок и вызванных ими опасений относительно текущих доходов бюджета стран производителей нефти. Так, 2 июля стало известно, что в апреле этого года выручка Саудовской Аравии от экспорта нефти и нефтепродуктов составила всего 16,5 миллиарда долларов, что на 21% меньше, чем год назад. Это - четырехлетний антирекорд, который обозначил, что без расширения добычи выпадающие доходы бюджета королевства компенсировать не удастся. Выручка России от продажи нефти и нефтепродуктов в июне этого года снизилась почти на 14% по сравнению с июнем прошлого года и составила 13,57 миллиарда долларов. Об этом, как пишет новостное агентство Reuters, в пятницу сообщило Международное энергетическое агентство (IEA). В июне средние цены на российскую нефть были ниже установленного Западом ценового потолка в 60 долларов за баррель. При этом добыча нефти в России в прошлом месяце осталась практически на прежнем уровне - 9,2 миллиона баррелей в сутки, а отгрузка нефти - на уровне 4,68 миллиона баррелей в сутки, сообщает IEA. Экспорт нефтепродуктов сократился на 110 тысяч баррелей в сутки до 2,55 миллиона баррелей в сутки. Объемы поставок сырой нефти и нефтепродуктов в июне оставались около пятилетнего минимума.
А уже 5 июля было официально объявлено, что восемь стран-участниц ОПЕК+: Саудовская Аравия, Россия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман в августе увеличивают добычу нефти не на уже привычные 411, а на 548 тысяч баррелей в сутки.
И все это без объяснения причин такого решения, кроме дежурного объяснения генсека ОПЕК Хайсама аль-Гайса, мол альянс ориентируется на признаки сильного роста мировой экономики и высокого спроса на нефть. Об этом сам Хайсам аль-Гайс заявил в интервью CNBC в рамках 9-го международного семинара ОПЕК, который проходил 9 и 10 июля в Вене и на который, кстати, было отказано в аккредитации пяти ведущим западным СМИ: агентствам Bloomberg и Reuters, а также газетам New York Times, Financial Times и Wall Street Journal. «Мы действительно видим признаки высокого спроса, несмотря на разговоры о тарифах, потенциальных торговых войнах или замедлении экономического роста. Мы этого не видим. Мы наблюдаем сильный глобальный экономический рост», – подчеркнул аль-Гайс. Генсек ОПЕК отметил, что организация прогнозирует рост мировой экономики на уровне 2,9% в 2025 году. ОПЕК ожидает сильный рост спроса на нефть в третьем и четвертом кварталах текущего года, этот фактор позволяет ОПЕК+ возвращать на рынок добровольно сокращенную добычу нефти. «У нас хорошие ожидания по спросу на этот год. Рост спроса год к году составит 1,3 миллиона баррелей в сутки, он продиктован сильной экономикой. И это означает, что мы видим сильный рост спроса, особенно в третьем квартале. И в четвертом квартале мы тоже видим хороший рост спроса, на рынке будет устойчивый баланс», - сказал он. Аль-Гайс также подчеркнул, что все прогнозы IEA о профиците на нефтяном рынке слишком пессимистичны. «Мы наблюдали как IEA и другие так называемые эксперты прогнозировали профицит в первом квартале, во втором квартале. И сейчас, когда появились реальные данные, все цифры говорят о другом - на рынке нефти нет профицита», - заключил генсек ОПЕК. «Мы должны отличать шум от реальных фактов. Для нас важны реальные факты. Мы видим высокий спрос на Ближнем Востоке, в Китае, авиационный сектор переживает бум в Индии и во многих других странах мира. Сейчас третий квартал, когда в США наблюдается пик спроса на бензин», – добавил он, явно намекая на шум, якобы идущий от потому и не приглашенных, хотя и наиболее компетентных участников нефтяного рынка. Bloomberg, Reuters и Wall Street Journal ранее уже получали отказ в аккредитации для аналогичного мероприятия ОПЕК в 2023 году, напомнило агентство Bloomberg.
Более внятную причину уже 5 июля назвало РИА Новости. Эскалация конфликта на Ближнем Востоке обеспечила «временное окно» для смягчения нефтяной политики ОПЕК+, что позволило восьми странам ускорить наращивание добычи, заявил РИА Новости гендиректор Open Oil Market Сергей Терешкин. По словам эксперта, решение восьми основных производителей увеличить максимальный уровень добычи нефти вместо ожидавшихся 411 сразу на 548 тысяч баррелей в сутки в августе во многом связано с конфликтом вокруг иранской ядерной программы, обернувшейся ростом цен на нефть. «Так, цены Brent сейчас находятся в районе 68 долларов за баррель, хотя еще в начале мая котировки «тестировали» отметку в 60 долларов. Эскалация обеспечивает «временное окно» для смягчения условий сделки: рынок отреагирует не столь болезненно, как если бы это происходило при спокойном геополитическом фоне. Поэтому страны альянса, в первую очередь, Саудовская Аравия, пользуются этой возможностью, чтобы увеличить предложение и при этом избежать слишком резкого снижения цен», - сказал Терешкин.
Сегодня конфликт вокруг иранской ядерной программы во многом завершен, однако «временное окно» не закрылось. Так, начиная с 7 июля цены Brent были выше уже 70 долларов за баррель, а с утра 14 июля – выше уже 71 доллара за баррель. А все потому, что, как мы считаем, они растут в основном вслед за спредом измеренной доходности 10-летних казначейских облигаций, то есть за ростом ожидаемой долларовой инфляции.
Сейчас мы на все 100% уверены, что и уже принятое решение восьми стран ОПЕК+ по наращиванию добычи нефти до 548 тысяч баррелей в сутки в августе и намерения группы ОПЕК+ на своем заседании 3 августа одобрить еще одно крупное увеличение добычи нефти на 550 тысяч баррелей в сутки в сентябре (по ожиданиям финансовой компании Goldman Sachs и по сведениям пяти источников агентства Reuters) целиком продиктованы их новым, то есть, нашим подходом к рынку нефти (Кириллов, Понарин, Туманова, 2025), когда цены устанавливаются не на физическом, а на финансовом рынке нефти, вкупе с риторикой Джерома Пауэлла относительно текущих и будущих угроз долларовой инфляции от тарифов Трампа 2. Эти угрозы, по сути, и задают сейчас основные драйверы нефтяных цен: и спред измеренной доходности 10-летних казначейских облигаций, и валюты цены, устанавливаемые на финансовом рынке нефти крупными инвесторами-спекулянтами (а также появление на нем валюты оговорки – условно обратной величины индекса доллара США, шире – долларового курса корзины из шести других на момент введения индекса доллара США основных валют: евро, иены, фунта стерлингов, канадского доллара, шведской кроны и швейцарского франка с неизменным с момента введения индекса весовым составом и, по сути, определяющей этот курс долей евро в 57,6%).
Вначале, когда проводимая ОПЕК+ политика сдерживания добычи нефти не дала желаемого картелем ценового результата (роста или даже просто стабилизации нефтяных цен) и когда Трамп 2 заявил о введении тарифов, объявив 2 апреля «Днем освобождения Америки», рынок нефти рухнул, подход «а вдруг они (то есть, мы) правы» с отказом от старой модели рынка нефти и с переходом к новой (а в полном соответствии с ней и к наращиванию добычи), казался единственным способом компенсировать выпадающие доходы бюджета стран ОПЕК+, не обращая внимания на такие мелочи, как сохранение лица альянса.
Теперь и эти мелочи просто необходимо было учесть. К такому выводу приводит отказ в аккредитации на семинаре ОПЕК в Вене пяти ведущих и наиболее компетентных западных СМИ, чтобы, не дай Бог, те не докопались до истинного положения дел на рынке нефти и чтобы не бросать слова на ветер со стороны «ведущего, контролирующего рынок нефти объединения стран-производителей».
Тем более, что несмотря на рост нефтяных цен, ожидания снижения спроса на нефть усиливаются. Так, Скотт Шелтон, специалист по энергетике TP ICAP Group Plc, заявил: «Цены просто необоснованны» и «Перспективы цен на сырую нефть кажутся мне мрачными». IEA в пятницу спрогнозировало, что мировое потребление нефти вырастет всего на 700 тысяч баррелей в сутки в 2025 году, что является самым медленным темпом за 16 лет, не считая спада, вызванного пандемией в 2020 году. IEA сообщило, что наиболее значительное квартальное сокращение наблюдалось в странах, оказавшихся под прицелом торговой войны, включая Китай, Японию, Корею, США и Мексику. Помимо торговой войны, неблагоприятные экономические перспективы для крупнейшего импортера нефти, Китая, подпитывают опасения, что рынку будет трудно поглотить дополнительное предложение во второй половине года. «Всё внимание сосредоточено на спросе и тарифах», - заявил стратег по глобальной энергетике Rabobank Джо ДеЛаура. Инвесторы в нефть в течение нескольких недель практически не обращали внимания на торговые новости, поскольку конфликт на Ближнем Востоке определял динамику цен. Однако недавний шквал писем Трампа о тарифах, содержащих одни из самых высоких налоговых ставок на сегодняшний день, возрождает опасения, что глобальная торговая война сократит потребление нефти, заявил Джо ДеЛаура .
Хотя хаотичная тарифная стратегия Трампа 2 уже несколько месяцев дестабилизирует нефтяной рынок, его возобновившиеся нападки на торговых партнёров укрепили консенсус как минимум по одному вопросу: прогнозы спроса на сырую нефть, скорее всего, ухудшатся. Стремительное ухудшение прогнозов спровоцировало самое резкое падение настроений хедж-фондов в отношении нефти с февраля. По данным Комиссии по торговле товарными фьючерсами, управляющие финансами сократили свои бычьи позиции по американской сырой нефти на 29 994 лота до 148 106 лотов за неделю, закончившуюся 8 июля. Согласно данным, короткие ставки достигли пятинедельного максимума. Динамика цен на этой неделе также наглядно демонстрирует, насколько сильно обеспокоенность спросом движет рынком. Нефтяные фьючерсы проигнорировали решение ОПЕК+, принятое в воскресенье, о возобновлении добычи в августе в большем объеме, чем ожидалось, и, напротив, выросли после того, как Саудовская Аравия повысила цены для потребителей в Азии, что было расценено как вотум доверия спросу. Стабильная торговля продолжилась и в среду, когда заявление министра энергетики ОАЭ Сухайля Аль Мазруи о том, что рынку необходимо больше баррелей, якобы подтолкнуло цены вверх, несмотря на то что данные показали, что запасы сырой нефти в США выросли сильнее всего с января на прошлой неделе. Новый шок от увеличенных поставок ОПЕК+ закрепляет возвращение нефтяного рынка к профициту. Но, если нефть не будет дешеветь, распродаваясь из-за резкого увеличения добычи ОПЕК+ и роста запасов нефти в США, то на чем именно в рамках модели спрос/предложение на физическом рынке нефти она должна распродаваться?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2025). О роли крупных инвесторов в формировании цен на нефть. Элитный трейдер, 10 июня
Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2025). Рынок нефти, отгадай загадку и реши вопрос … Элитный трейдер, 23 июня
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
