Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Металлы Трампа: новая индустриальная война » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Металлы Трампа: новая индустриальная война

19 июля 2025 investing.com Диюк Владимир

Политика Трампа часто акцентирует внимание на стратегически важные металлы — уже в этот список попали сталь, алюминий, медь и редкоземельные элементы.

Это связано с его убеждением, что национальная безопасность и экономическая независимость США тесно связаны с наличием собственного производства критически важных материалов, необходимых для оборонной промышленности, инфраструктурных проектов и высокотехнологичных отраслей.

Цены на медь, к примеру, по этой причине с начала года выросли на 40%. Дональд Трамп значительно увеличил спрос на этот металл, заставив участников рынка скупать его впрок на фоне разговоров о включении меди в тарифный список.

50 % тариф на импорт меди, возможно, всё-таки вступит в силу 1 августа 2025 года, однако обсуждения этого тарифа идут практически с момента инаугурации — сразу вслед за сталью и алюминием. Уже 25 февраля 2025 года Трамп дал поручение начать расследование по медной отрасли в рамках раздела 232 (угроза национальной безопасности).

Поэтому и цены на медь взлетели ещё до официального введения пошлины — так работает рынок, на ожиданиях.

С точки зрения подбора компаний главными бенефициарами роста цен на красный металл стали именно те, кто имеет добывающие проекты в США. Поэтому крупнейшая в мире компания по добыче меди Freeport-McMoRan (FCX) с тех пор выросла на 40%, а Taseko Mines (TGB), которую я отмечал, владеющая проектом Florence Copper в Аризоне (после запуска он может стать одним из важнейших внутренних источников меди в США), прибавила +80%.

Похожая история, о которой я также писал, сложилась с редкоземельными металлами: здесь главные американские компании показали ещё более впечатляющий рост — MP Materials +230% (MP), NioCorp Developments (NB) +90% с конца мая.

Какой стратегический металл может стать следующим в фокусе внимания Трампа?

Вчера на заседании Комитета по международным делам Сената США председательствующий Стив Дэйнс подчеркнул необходимость сокращения зависимости США от российских минералов, включая палладий — важный металл для электроники и автомобилестроения. На заседании присутствовал заместитель госсекретаря США Майкл Ригас, который заявил, что правительство рассматривает все возможные меры, включая введение тарифов на импорт палладия из России.

Мировое производство палладия в основном сосредоточено в России и ЮАР.

Россия (в основном через Норникель (MCX:GMKN)) производит более 40% мирового палладия.

Южная Африка — около 35–38%, но доля распределена между несколькими компаниями (Sibanye-Stillwater, Impala Platinum, Anglo American (LON:AAL) Platinum).

США сильно отстают и обеспечивают лишь 5% мирового объема.

В США добычей палладия занимается южноафриканская компания Sibanye-Stillwater Ltd. (тикер NYSE: SBSW, JSE: SSW), владеющая активами и ведущая добычу в США через своё подразделение. Основной актив — Stillwater Complex в штате Монтана. Он включает две подземные шахты — Stillwater Mine и East Boulder Mine. Это единственные крупные шахты платиновых металлов в США.

В развитии палладиевого направления есть ещё два интересных проекта:

Stillwater Critical Minerals Corp. (тикер OTC: PGEZF, TSXV: PGE) — канадская горнорудная компания, владеющая проектом Stillwater West (штат Монтана, США), одним из немногих перспективных месторождений в стране, ориентированных на добычу палладия, платины и родия. Проект расположен рядом с действующей шахтой Stillwater (Sibanye-Stillwater). В 2022 году компания заключила стратегическое соглашение с Glencore (LON:GLEN) — одной из крупнейших сырьевых корпораций мира, которая предоставила финансирование и получила право на долю в проекте. Это усиливает доверие к проекту со стороны крупных игроков.

Lifezone Metals Ltd. (тикер NYSE: LZM) — ещё одна перспективная компания, совместно с Glencore реализующая проект переработки платиновых металлов в США, используя собственную гидрометаллургическую технологию Hydromet — переработку платиновых металлов (платина, палладий, родий) из отработанных автомобильных катализаторов. Эта технология обеспечивает более чистый и эффективный процесс по сравнению с традиционным плавлением. Жизнеспособность технологии подтверждена пилотными лабораторными тестами (экстракция и ионный обмен), выполненными совместно с Glencore.
К концу текущего года ожидается завершение DFS — детального проектирования, финансового плана, выбора площадки, соглашений оффтейка и прочего. После этого, в начале 2026 года, начнётся строительство коммерческого завода мощностью около 115 000 унций платиновых металлов в год (платина, палладий, родий). Первая продукция ожидается ориентировочно в 2027 году.

Цены на металлы платиновой группы (платина, палладий) в последние месяцы продемонстрировали уверенный рост, сократив разрыв со своим «старшим братом» — золотом. Это стало следствием дефицита, сформировавшегося на фоне резкого увеличения спроса. В отличие от золота, эти драгоценные металлы прежде всего являются промышленными, что делает их чувствительными к восстановлению производства и новым технологическим циклам. Возможное включение палладия в тарифные списки может спровоцировать эффект, аналогичный медному ралли: при благоприятных условиях металлы ещё способны прибавить двузначные проценты на пути к обновлению исторических максимумов.