Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Набиуллина: «Банковский сектор остается устойчивым. Докапитализация крупных игроков не требуется» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Набиуллина: «Банковский сектор остается устойчивым. Докапитализация крупных игроков не требуется»

28 июля 2025 Financial One

Банк России не видит оснований для докапитализации крупных банков. Как отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания Совета директоров, в системе отсутствует так называемый навес проблемных долгов, который мог бы угрожать устойчивости сектора.

По итогам первого полугодия 2025 года совокупная прибыль банков составила 1,7 трлн рублей, что обеспечивает достаточный уровень капитала и позволяет кредитным организациям наращивать финансовую устойчивость без внешней поддержки.

Риски, связанные с качеством активов, остаются под контролем. По словам главы регулятора, стоимость кредитного риска по корпоративному портфелю составляет 0,9% в годовом выражении, что соответствует среднеисторическим значениям и существенно ниже уровней середины 2022 года, когда показатель превышал 3%. В розничном сегменте отчисления в резервы выше – около 3,4% против условной нормы в 2%, но при этом более 90% необеспеченных потребительских кредитов уже покрыты резервами.

Ипотечный портфель также не вызывает обеспокоенности у регулятора. Хотя уровень покрытия ниже – порядка 67% – качество залогов остается высоким, что снижает потенциальные риски.

«Банковский сектор прибыльный. Напомню, что по первому полугодью прибыль 1,7 трлн. Это большие цифры прибыли. Это позволяет банкам поддерживать достаточность капитала, наращивать капитал. И реальная ситуация с проблемными кредитами, лучше, чем иногда пытаются представить. Причин для тревоги нет», – сообщила глава ЦБ.

При этом Набиуллина признает, что достаточность капитала распределена по банковскому сектору неравномерно. Однако это, по ее словам, скорее повлияет на различия в темпах роста кредитования, чем на стабильность самих институтов. Менее прибыльные банки, не имея возможности нарастить капитал за счет прибыли, будут вынуждены замедлять расширение кредитных портфелей или использовать такие механизмы, как продажа части активов или секьюритизация. Подобные действия рассматриваются как стандартные рыночные практики, не требующие вмешательства государства.

Даже в гипотетическом стрессовом сценарии, если отдельный банк приблизится к нормативам достаточности капитала, он сможет адаптироваться за счет внутреннего управления без необходимости государственной поддержки, отметила Набиуллина. В целом, по оценке регулятора, банковская система остается прибыльной, устойчивой и не нуждается в экстренных мерах.

Набиуллина указала на три ключевых риска, способных усилить инфляционное давление

Совет директоров Банка России принял решение снизить ключевую ставку на 200 базисных пунктов до 18% годовых. Текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, снижается быстрее, чем прогнозировалось ранее, сказано в пресс-релизе ЦБ.

При этом Набиуллина подчеркнула, что регулятор будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 году. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 6-7% в 2025 году, вернется к 4% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.

«Принимая дальнейшие решения по ставке, нам нужно двигаться осторожно. Важно сохранять необходимую жесткость в течение достаточно длительного времени, чтобы обеспечить устойчивое возвращение инфляции к низким значениям», – сообщила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на пресс-конференции.

Инфляционные ожидания остаются высокими

Как подчеркнула Набиуллина, рост тарифов на коммунальные услуги может спровоцировать так называемые вторичные инфляционные эффекты. Повышение цен на чувствительные для домохозяйств услуги способно изменить инфляционные ожидания населения и бизнеса, что в результате скажется на общем ценовом фоне.

По словам Набиуллиной, такой риск необходимо учитывать, поскольку инфляционные ожидания и так находятся на высоком уровне. Население в последние месяцы не пересматривает свои оценки, а в деловой среде в июле зафиксирован небольшой рост ожиданий впервые за продолжительное время.

«Нас беспокоит повышенное инфляционное ожидание. Мы об этом говорим прямо. И мы ожидаем, что инфляционные ожидания будут снижаться вслед за устойчивым снижением инфляции, как это происходило постепенно в 2017-19 году. Но если этого не будет происходить, то это просто нам уменьшит пространство для снижения ставки», – отметила глава Банка России.

Инфляционные ожидания остаются одним из ключевых факторов, на которые ориентируется регулятор. Если население не верит в устойчивое замедление инфляции, оно будет стремиться тратить быстрее, что само по себе усиливает ценовое давление. Это, в свою очередь, ограничивает возможности для смягчения денежно-кредитной политики.

Дисбаланс на рынке труда сохраняется

Еще один фактор, который может подтолкнуть инфляцию к росту, – дисбаланс на рынке труда. По данным ЦБ, ситуация постепенно стабилизируется: все меньше компаний сообщают о дефиците кадров, а предприятия планируют более умеренные индексации оплаты труда. Но несмотря на это, рост заработной платы по-прежнему опережает рост производительности труда.

«Дефицит рабочих рук остается фактором риска ускорения инфляции. Если внутренний спрос снова начнет быстро расти без соответствующего повышения производительности, он быстро упрется в ограничения по трудовым ресурсам и будет в значительной мере уходить в рост цен», – сообщила Набиуллина.

Попытки повлиять на решения ЦБ могут усилить инфляционное давление

В последнее время в экспертной среде усилились призывы к снижению ключевой ставки. По словам Эльвиры Набиуллиной, такие мнения понятны и не воспринимаются как давление. Регулятор, как предписывает закон, принимает решения автономно – на основе собственного анализа текущей ситуации, прогноза и баланса рисков. ЦБ рассматривает мнения бизнеса и экспертов как ценный источник информации, помогающий лучше понять ситуацию в отдельных отраслях и регионах, подчеркнула Набиуллина.

При этом глава ЦБ предостерегает от попыток оказать влияние на денежно-кредитную политику. Давление на Банк России может подорвать доверие к его независимости, что, в свою очередь, приведет к дальнейшему росту инфляционных ожиданий. Такой сценарий потребует от ЦБ более длительного периода жесткой денежно-кредитной политики, что приведет не к снижению, а к сохранению или даже росту ставок.

«Попытки давить на Центральный банк оказывали бы экономике, по сути, медвежью услугу. Почему? В обществе могут расти опасения, что ЦБ снизил ставку не потому, что устойчиво снижается инфляция, а потому, что произошло давление, – объясняет Набиуллина. – То есть такие попытки давления выльются, по сути дела, в более высокий уровень ставок».