Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Лента: покупаем с выгодой и в магазине, и на бирже » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Лента: покупаем с выгодой и в магазине, и на бирже

30 июля 2025 Тинькофф Банк | Лента

Как устроен бизнес компании
Лента — один из крупнейших в России продуктовых ритейлеров по размеру выручки с долей рынка 3,5%, по данным INFOLine за 2024 год. Свыше 75 000 сотрудников компании обслуживают покупателей в более чем 650 населенных пунктах страны. Компания последовательно развивает несколько бизнес-сегментов.

Гипер Лента (гипермаркеты)

Это крупнейшая российская розничная сеть гипермаркетов, которая насчитывает 263 магазина и приносит Ленте около 52% выручки (по данным за первый квартал 2025-го, с учетом онлайн-заказов). Средняя площадь магазина — около 1 400 квадратных метров. На продажу в такой торговой точке предлагается более 25 000 позиций.

Супер Лента (супермаркеты)

Одна из крупнейших в стране сетей супермаркетов, которая насчитывает 319 магазинов и приносит компании около 11% выручки (по данным за первый квартал 2025-го, с учетом онлайн-заказов). В среднем каждый магазин имеет площадь около 700 квадратных метров и предлагает более 6 000 товарных позиций.

Монетка (магазины у дома)

Активно растущее бизнес-направление, которое насчитывает более 3 100 магазинов. Монетка занимает около 31% в выручке ритейлера (по данным за первый квартал 2025-го). В среднем магазин имеет небольшую площадь (250—300 квадратных метров) и предлагает более 3 500 товарных позиций.

Улыбка Радуги (дрогери)

Относительно новое, но активно развивающееся направление бизнеса. Сеть насчитывает 1 720 магазинов по всей стране, в среднем с торговой площадью около 133 квадратных метров. По итогам первого квартала 2025 года, на дрогери-сегмент приходится около 6% совокупной выручки Ленты.

Онлайн Лента

Онлайн-сегмент Ленты активно развивается: к доставке подключено более 1 000 магазинов и свыше 10 онлайн-партнеров, при этом 64% продаж приходится на собственные цифровые каналы. Ассортимент насчитывает более 25 000 SKU*, средний чек достигает 2 610  рублей. У бизнеса положительная unit-экономика, он охватывает широкий спектр покупательских сценариев — от семейных закупок до B2B-заказов и непищевых товаров.

* SKU (Stock Keeping Unit) — это код, который присваивают конкретной единице товара в магазине.

Операционные показатели

Лента: покупаем с выгодой и в магазине, и на бирже

Со второго квартала 2023 года динамика LFL-продаж* Ленты опережает продовольственную инфляцию. Это доказывает способность компании наращивать выручку не только за счет увеличения цен, но и за счет привлечения потребителей в свои магазины. Лента активно укрепляет позиции в российском продуктовом ритейле, демонстрируя более высокие темпы роста, чем Магнит, и сокращая отставание от лидера рынка — X5 Group. Компания последовательно наращивает долю, а динамика сопоставимых продаж указывает на повышение привлекательности ее форматов среди покупателей.

* LFL-продажи — это продажи в сопоставимых магазинах, которые были открыты и работают не менее года.

Мы ожидаем постепенного замедления динамики LFL-продаж в ближайшие годы, прежде всего из-за снижения темпов роста сопоставимого трафика. В гипермаркетах становится меньше покупателей на фоне изменения потребительских привычек, а в супермаркетах эффект от обновления магазинов ослабевает.

Дополнительным фактором станет отставание роста среднего чека от продовольственной инфляции — компания намеренно сдерживает рост цен, чтобы сохранить лояльность покупателей в более слабых форматах.

В 2025 году, по нашим оценкам, Лента продолжит активное расширение форматов «у дома» и дрогери, которые могут занять до 34% и 9% в общей структуре торговых площадей соответственно. Эти сегменты остаются основными драйверами органического роста компании. В дальнейшем мы ожидаем постепенного замедления темпов открытия новых точек по мере насыщения регионов присутствия и усиления конкуренции за потребительский трафик. Особенно это актуально для крупных городов, где все большую роль начинает играть онлайн-торговля.

Финансовые показатели
Выручка

По итогам 2024 года выручка Ленты увеличилась на 44,2% г/г. Наибольшую роль сыграло присоединение к группе сети магазинов у дома Монетка. Если не учитывать этот фактор, выручка компании выросла на 14,8% г/г. Это ниже, чем у главного конкурента — Х5 Group (+24%). Такая динамика объясняется фокусом на развитии нового формата «у дома», а также ограниченными темпами открытий в традиционных сегментах: за прошлый год появилось лишь три гипермаркета и четыре супермаркета.

Мы ожидаем, что в 2025 году сопоставимые продажи (LFL) вырастут на 10,9% г/г. Этому будут способствовать несколько факторов.

Рост среднего чека (+9% г/г) — основной драйвер, связанный с высокой продовольственной инфляцией. Компания будет избегать полного переноса инфляции в цены на продукты.
Увеличение трафика (+1,7% г/г) — стратегия предложения лучших цен на рынке обеспечит прирост покупателей, поддержит конкурентоспособность и усилит рыночные позиции.

В результате выручка Ленты, по нашим прогнозам, вырастет на 22,5% г/г.

EBITDA

В 2022–2023 годах рентабельность по EBITDA снижалась из-за структурных проблем и слабой эффективности гипермаркетов и супермаркетов. Ситуация начала улучшаться благодаря обновлению формата супермаркетов и покупке сети Монетка. За 2024 год показатель восстановился до 7,7%, отражая эффект от оптимизации и интеграции новых активов.

По нашим прогнозам, в 2025 году маржинальность компании снизится под влиянием следующих факторов.
Дефицит кадров на рынке труда — сохраняется нехватка рабочей силы, что ведет к ускоренному росту заработных плат персонала и тем самым повышает операционные расходы.
Рост арендных затрат — увеличение доли арендных площадей дополнительно давит на маржу.

Мы ожидаем снижения рентабельности по EBITDA на 0,5 п.п., до 7,2%, в 2025 году.

Чистая прибыль

С 2020 года у Ленты снижалась чистая маржа, а в 2023 году компания зафиксировала убыток на фоне структурных проблем и слабости ключевых форматов. Однако в 2024 году маржа начала восстанавливаться и достигла 1,8%. Во многом это стало возможно благодаря стратегическим мерам и интеграции сети Монетка.

Лента делает ставку на развитие форматов «у дома» и дрогери, которые, как правило, открываются на арендных площадях. Это создает предпосылки для снижения амортизационных затрат в 2025 году (–0,4 п.п. г/г как доля от выручки).

Дополнительным фактором поддержки станет стратегия ограничения роста долговой нагрузки и отказ от активного рефинансирования в условиях высоких ставок. Это, по нашим оценкам, приведет к снижению процентных расходов (–0,1 п.п. г/г) и позволит сохранить чистую маржинальность на уровне 2,8% в 2025 году.

Наше мнение по акциям Ленты
Мы сохраняем позитивный взгляд на бумаги Ленты и рекомендацию «покупать» с целевой ценой 1 700 рублей за акцию. Текущая цена 1 510 рублей подразумевает потенциал роста в размере 13%.

Мы ожидаем публикацию финансовых результатов за второй квартал (в прошлом году публикация была в конце июля), по итогам которой можем пересмотреть нашу целевую цену.

Мультипликаторы