Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
КамАЗ в кризисе: Росстандарт запрещает китайских конкурентов, но спасет ли это компанию?" » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

КамАЗ в кризисе: Росстандарт запрещает китайских конкурентов, но спасет ли это компанию?"

4 августа 2025 | КамАЗ Борода Инвестора

Увязываем между собой два события. Первое — Росстандарт запретил ввоз и продажу тягачей из КНР. Под ограничения попали марки Dongfeng, Foton, FAW и Sitrak, а также их шасси, которые занимали до трети рынка! Регулятор объясняет запрет мелкими техническими нарушениями, но мы-то с вами прекрасно понимаем ...

Что это просто попытка защитить от конкуренции единственного крупного отечественного производителя — Камаз. Который как раз выложил результаты по РСБУ за первое полугодие 2025 года. Цифры говорят сами за себя:

— хотя выручка пока упала не критично — в районе 20%;

— Камаз уже приблизился к убыточности на уровне валовой прибыли. Это тревожный набат, который указывает на кризисную ситуации в отрасли;

— на уровне операционной прибыли компания убыточна уже на 10 млрд!!! При этом Камаз точно так же был убыточен за сопоставимый период и в прошлом году, хотя летом прошлого года экономика еще пышила ростом и о кризисе из-за высоких ставок не было даже разговоров;

— процентные расходы на значительный долг удвоились, что довело чистый убыток до 20 млрд. То есть всего за полгода Камаз получил убыток сопоставимый с третью капитализации. Разгромные цифры.

Интересные изменения в балансе. Несмотря на убыток, компании пока удалось удержать чистый долг под контролем. Сделано это в основном за счет оборотного капитала: дебиторская задолженность сначала года сократилась на 20 млрд (кэш +20 млрд), а вот кредиторка иксанула на 54 млрд. Еще не кассовый разрыв, но уже очень опасные тенденции.

Из результатов Камаза понятно, что компанию нужно спасать уже сейчас. Правительство прибегает к старому поверенному способу — прямому протекционизму. Расчет видимо в том, чтобы Камаз занял долю заблокированных китайцев. Хотя в целом такие действия негативны для экономики (в любой сложной ситуации вместо работы над качеством, производитель идет просить помощи у государства, а потребитель получает худший продукт за более высокую цену), ситуация с Камазом сложнее. Во-первых, в условиях СВО Россия не может себе позволить остаться без собственного производства грузовиков.

Во-вторых, у самих «китайцев» рыльце в пушку. Прямых данных нет, но мало сомнений в том, что КНР выдает огромные скрытые дотации своим производителям, чтобы они могли демпинговать ценой и захватывать рынки.

А что с акциями? Хотя котировки за последний год упали, EV (enterprise value) все еще держится на пиках в районе 220 млрд. На прекрасной инфографике Смартлаба (очень удобно и наглядно) видно, как капитализация замещается долгом. Возможности для заработка инвесторов здесь не просматривается. Скорее вероятна допка в пользу Ростеха для снижения долговой нагрузки.

Политика российского правительства в целом направлена на «суверенитет», в том числе технологический. Это значит, что крупные производители вроде ВАЗа или Камаза будут поддерживаться в любых условиях. Но это отрасли, которые требуют огромных инвестиций при относительно низкой рентабельности и высокой конкуренции. Они просто не могут долго и устойчиво существовать при высоких ставках. Уже сейчас правительство должно делать выбор между победой над инфляцией и сохранением бизнесов вроде Камаза. Выбор кажется очевидным — нужно снижать ставку, и этот процесс уже начался.