В четверг официально вступили в силу масштабные новые пошлины президента Дональда Трампа, который продолжает свою бурную кампанию по перестройке мировой торговли
После нескольких месяцев хаотичных угроз и отступлений, повышенные ставки для почти всех торговых партнеров США начали действовать сразу после полуночи по нью-йоркскому времени. Трамп подписал директиву неделю назад, но потребовалось время, чтобы таможенно-пограничная служба США внесла необходимые изменения и начала взимать сборы.
По оценкам Bloomberg Economics, в совокупности действия Трампа поднимут среднюю ставку американских пошлин до 15,2%, что значительно выше прошлогодних 2,3% и является самым высоким уровнем со времен Второй мировой войны.
После серии напряженных переговоров Европейский союз, Япония и Южная Корея согласились на 15%-ные пошлины на свои товары, включая ключевые экспортные позиции, такие как автомобили, для которых в противном случае действовала бы 25%-ная пошлина. Другим странам ставки были просто назначены в диапазоне от 10% и выше.
Некоторые отчаянные попытки стран добиться лучших условий провалились. Президент Швейцарии покинул Вашингтон в среду, так и не добившись снижения 39%-ной пошлины. Кроме того Трамп удвоил сборы на индийские товары до 50% в качестве наказания за покупку российской нефти. Они вступят в силу через три недели.
Переговоры о повышении пошлин на товары из трех крупнейших торговых партнеров США — Мексики, Канады и Китая — идут по отдельному треку. Трамп также пообещал в скором времени объявить о пошлинах на критически важные отрасли, включая фармацевтику и полупроводники.
Экономические последствия пошлин
Предстоящие месяцы покажут, чьи прогнозы сбылись: самого Трампа, или его критиков, утверждавших, что пошлины спровоцируют сейсмический сдвиг в американской экономике.
Трамп обещал, что повышенные сборы сократят торговый дефицит и заставят компании вернуть производство в США. Его критики утверждают, что это может спровоцировать неконтролируемую инфляцию и привести к дефициту на полках магазинов. Пока ни то ни другое не произошло, но последние экономические данные указывают на потенциальные проблемы в будущем по мере вступления пошлин в силу.
В июльском отчете по рынку труда рост числа рабочих мест в США был пересмотрен в сторону понижения — самое значительное изменение со времен пандемии Covid-19. Экономический рост в США замедлился в первой половине года, так как потребители сократили расходы, а компании были вынуждены приспосабливаться к меняющейся торговой политике.
Безработица остается низкой, а цены не выросли, поскольку компании до сих пор брали на себя большую часть издержек. Но некоторые эксперты считают, что, в конечном счете, за все заплатят потребители и бизнес.
«Есть признаки того, что впереди нас ждут более трудные времена. Многие компании накапливали запасы до введения пошлин», — говорит Венди Катлер, вице-президент Института азиатской политики и бывший американский торговый переговорщик. Она утверждает, что «повышение цен почти неизбежно», поскольку бизнес вряд ли сможет долго работать с более низкой маржой.
Мировая экономика находится в состоянии хаоса с тех пор, как Трамп впервые объявил о пошлинах, а затем приостановил их в апреле, положив начало месяцам напряженных переговоров с торговыми партнерами. Неопределенность вызвала у бизнеса беспокойство по поводу сбоев в цепочках поставок и роста издержек.
Теперь большинство экономик смирились с тем, что высокие пошлины останутся надолго. Многие пообещали сотни миллиардов долларов инвестиций в США, чтобы успокоить Трампа и заключить соглашения о снижении ставок.
Тем не менее ключевые детали планов Трампа еще предстоит проработать. Скидки на автомобильные пошлины для ЕС, Японии и Южной Кореи еще не закреплены законодательно, и до тех пор для автомобилей будет действовать более высокая ставка. Детали инвестиционных обязательств и изменений в политике по доступу американских товаров на рынки, которые могли бы помочь сократить торговый дефицит, также еще не объявлены.
Реакция рынка и юридические барьеры
Аналитики ведущих фирм с Уолл-стрит посоветовали клиентам готовиться к откату. В понедельник Morgan Stanley, Deutsche Bank AG и Evercore ISI предостерегли, что индекс S&P 500 в ближайшие недели и месяцы ожидает краткосрочное падение. Эта осторожность связана с растущими опасениями по поводу американской экономики, поскольку данные на прошлой неделе показали рост инфляции, а также ослабление роста рабочих мест и потребительских расходов.
Стоимость жизни была определяющим вопросом на прошлогодних выборах, и опросы отражают разочарование подходом Трампа. Недавний опрос Fox News показывает, что 62% избирателей не одобряют действия Трампа в отношении пошлин, а 58% выступают против его законопроекта о налогах и расходах. В целом, 55% недовольны его управлением экономикой в целом.
Остаются вопросы и о долговечности программы Трампа, поскольку использование им чрезвычайных полномочий для введения пошлин на страновой основе оспаривается в судах. Для введения пошлин на конкретные отрасли, такие как автомобили и металлы, он опирается на юридически обоснованные полномочия.
«Мы видим, как администрация пытается представить историю, в которой этот цикл пошлин подойдет к концу и наступит некоторая определенность», — говорит Тим Мейер, профессор юридической школы Университета Дьюка, специализирующийся на торговле. Но он добавил, что «способность реализовать этот сценарий находится под серьезным юридическим сомнением».
Трамп настаивает на том, что его действия приведут к новому экономическому золотому веку, и отметает цифры, которые не вписываются в его повествование. Он даже уволил главу статистического ведомства, опубликовавшего последние данные по занятости. Трамп также хвастался увеличением доходов от пошлин, даже предполагая, что это может привести к выплатам некоторым американцам. Данные Казначейства США показывают, что таможенные пошлины за девять месяцев по июнь выросли до рекордных $113 млрд.
Неясно, добивается ли он прогресса в достижении еще одной из заявленных целей своей тарифной программы: возвращении производства в Америку. Он и его советники утверждают, что пошлины приведут к буму рабочих мест в обрабатывающей промышленности. Брэд Дженсен, профессор Школы бизнеса Макдоно при Джорджтаунском университете, сказал, что одновременно наращивать доходы от пошлин и количество рабочих мест сложно.
«И то и другое не может быть правдой», — сказал он. Если произойдет рост внутреннего производства, «тогда у нас не будет доходов от пошлин», потому что будет импортироваться меньше товаров.
http://www.bloomberg.com/ Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
