Кинотеатры по всему миру бьют тревогу. Их посещаемость во многих странах так и не вернулась к доковидным значениям, а зрители все чаще предпочитают смотреть громкие премьеры по подпискам на стриминговых сервисах, а не в кинозалах. Это наносит серьезный урон кассовым сборам кинокомпаний, заставляет их пересматривать стратегии и отказываться от многих проектов.
В России к этим проблемам добавляется также нехватка зарубежных премьер в прокате, которая приводит к снижению интереса зрителей и падению посещаемости кинотеатров.
Finam.ru рассказывает о кризисе, который переживает мировая и российская киноиндустрия в 2025 году.
AMC борется за зрителей с помощью скидок и подписок
Рост стоимости билетов в кино, а также закусок, которые зрители зачастую покупают к просмотру, привели к тому, что посещаемость кинотеатров снизилась даже в крупнейшей в мире сети AMC.
Компания уже начала предпринимать шаги, чтобы исправить ситуацию. Как пишет CNN, AMC предлагает 50% скидки на билеты по вторникам, в самый популярный день для посещения кинотеатров. Увидев положительный эффект от этой меры, компания также начала предоставлять скидки и в среду.
Камнем преткновения по-прежнему остается цена билета. Так, средняя подписка на стриминговый сервис в США стоит $7,99 в месяц, а цена одного премиального кинопросмотра в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе составляет $25 за сеанс. При этом для домашнего просмотра людям не нужно никуда идти, тратить время на дорогу, а деньги - на закуски в кинобарах, можно просто смотреть новинки на стриминговых сервисах.
Продажа билетов является основным источником дохода кинотеатров. Однако они и здесь ищут выход, предлагая зрителям приобрести месячные подписки. Например, подписчик сети AMC может смотреть в кинотеатрах по четыре фильма в неделю, заплатив за месячную подписку $25,99.
Regal Cinemas, вторая по величине сеть кинотеатров в США, предлагает аналогичную - подписку за $21,49 в месяц, которая включает в себя абонемент в кино и 10% скидки на закуски.
Спасательным кругом для кинотеатров остаются крупные блокбастеры киностудий, которые многие зрители по-прежнему предпочитают смотреть на больших экранах. Тем не менее, по данным исследовательской компании Omdia, в 2024 году в США насчитывалось около 35 481 кинозалов, что на 9% меньше, чем в 2022 году, и на 13,8% меньше, чем в 2019 году. При этом кассовые сборы в них в 2025-ом на 24,1% ниже, чем в 2019 году.
Disney переживает неудачу Pixar и сокращает сотрудников
Стриминговые сервисы наносят ущерб не только кинотеатрам, но и киностудиями. Так, третий сезон «Игры в кальмара», вышедший на Netflix в конце июня, стал еще одним подтверждением доминирования стриминговой платформы в киноиндустрии. Сериал набрал 106 млн просмотров за первые десять дней после премьеры. Франшиза «Игра в кальмара» стала самым популярным неанглоязычным шоу в истории сервиса. Только в 2021 году первый сезон «Игры в кальмара» принес создателям $900 млн при бюджете всего $21,4 млн.
С этим фоном сильно контрастируют последние проблемы компании Disney и ее анимационной студии Pixar, которая была одной из самых прибыльных в индустрии за последние тридцать лет. Однако недавний провал в прокате научно-фантастического мультфильма «Элио» о мальчике, одержимом идеей, что его похитили инопланетяне, который собрал всего $35 млн при бюджете $150 млн за первые выходные, показал, что лидерские позиции Disney и Pixar на рынке пошатнулись из-за обострившейся конкуренции со стриминговыми платформами. Эксперты объясняют провал тем, что многие зрители ждут премьеры мультфильма на канале Disney+, проходящей вскоре после кинопремьеры, и предпочитают посмотреть новинку дома по подписке, а не идти на нее в кино за дополнительную плату.
Пока Pixar удерживают на плаву сиквелы прошлых блокбастеров. Так, в прошлом году мультфильм «Головоломка-2» собрал в мировом прокате свыше $1 млрд. Это означает, что студия сосредоточится на продолжениях полюбившихся зрителям историй и сократит количество новых оригинальных мультфильмов. На 2026 год уже запланированы премьеры Pixar «История игрушек-5» и «Суперсемейка-3», которые должны помочь компенсировать провал с «Элио».
Как пишет Bloomberg, в июне 2025-го компания Disney уволила сотни сотрудников в кино и на телевидении, стремясь сократить расходы. За последние пару лет компания уже уволила свыше 8 тыс. человек. Конкуренты Disney также сократили тысячи рабочих мест. Это говорит о трансформации теле- и киноиндустрии, когда компании режут все проекты, в хорошей прибыльности которых возникают сомнения, и стремятся реорганизовать бизнес, чтобы стать более конкурентоспособными в эпоху стриминговых сервисов.
Российский кинопрокат чахнет без зарубежных премьер
В России кризис кинопроката продолжается уже третий год. По данным Единой автоматизированной информационной системы Фонда кино, за первый квартал 2025 года кинотеатры посетили 39,3 млн зрителей. Хотя, как отмечают эксперты, первый квартал обычно самый кассовый, поскольку многие ходят в кино на новогодних каникулах. Этот результат стал вторым худшим после первого квартала 2022 года, когда из-за начала военного конфликта на Украине и отмены многих зарубежных премьер кинотеатры посетили всего 34,2 млн зрителей.
Из-за роста цен на билеты кассовые сборы за этот период составили 17,4 млрд рублей. Выше сборы были только в первом квартале 2024-го - 18,4 млн.
Отказ от «параллельного импорта» зарубежных премьер сильно ударил по кинотеатрам. Как пишет «Коммерсант», в мае 2025-го из-за отсутствия громких западных новинок и низкой популярности отечественных блокбастеров, в том числе супергеройского фильма «Майор Гром: Игра», падение выручки кинотеатров составило 20-25%.
Как сообщает РБК, российские кинопрокатчики заявили, что даже запланированные на лето иностранные премьеры переносятся на две-три недели из-за проблем с получением прокатного удостоверения. Это еще больше бьет по доходам кинотеатров и превращает лето в довольно пустой для кинопроката сезон.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
